Как правильно инвестировать в искусство
«Искусство – это не автомобиль, который со временем заржавеет. Оно, наоборот, постоянно растет в цене». Дмитрий Санджиев, художник.
СУХОХО.com
Как мы знаем, графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет может применяться, но традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи. При работе в технике графики кроме основного черного используют не больше одного цвета, в редких случаях – два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой, а в иных случаях также цветной, черной, поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471 – 1528), Хиросиге Андо (1797 – 1858), гравера и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760 – 1849). Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Рисунок, несомненно, является фундаментом графики. Многоликость и многозначность рисунка бесконечна.
Во многих странах запада и востока сегодня принято вкладывать деньги в современное искусство. Особенно актуально это становится во времена замедления экономического роста: эксперты утверждают, что, приобретая картины, можно не только сохранить, но и приумножить свои сбережения в будущем.
Несколько десятилетий назад, когда российский арт-рынок открылся для запада после падения «железного занавеса», картины отечественных художников за бесценок начали уходить в руки зарубежных коллекционеров. Теперь же инвесторы пожинают плоды: продают работы за сотни тысяч долларов.
Скажем, если бы где-нибудь в 1980-х вы купили картину малоизвестного на тот момент художника Евгения Чубарова, то сейчас приумножили бы свое состояние: в 2007 году на русских торгах Sotheby’s одна из его работ была продана за рекордную для здравствующего отечественного художника сумму – 562 тысячи долларов. Что касается других дорогих отечественных авторов, то работы основателя московского концептуализма Ильи Кабакова сегодня в среднем стоят по 183 тысячи долларов, а представителя соц-арта Эрика Булатова – по 256 тысяч.
Как правильно инвестировать в искусство и почему в нашей стране этого почти никто не делает? Зачем покупать картины? Почему в России почти никто не инвестирует в искусство?
«Можно, конечно, просто отложить наличные и сидеть на них. Можно играть на валютном рынке, если вы связаны с биржей. А можно обзавестись менее рисковыми активами, которые в итоге принесут вам как минимум возврат средств, а как максимум – их прирост. Сюда как раз можно отнести инвестиции в искусство. Покупая работы авторитетных авторов, вы впоследствии точно вернете свои сбережения – произведения не упадут в цене. А если художник станет известнее, то, когда тяжелые времена пройдут, его работы подорожают. Кроме того, именно сейчас появляется возможность приобрести интересных растущих художников за небольшие деньги. Инвестиции в искусство – это актуальная мировая тенденция. Например, на выставках в Майами, несмотря на экономический спад в Америке, очень много посетителей, продаж. Понятно, что не все они делаются с целью инвестирования, но большая часть приобретений именно такая. У нас же, в России, сейчас покупают все меньше. Основные коллекционеры свернули свои программы. Покупают только по той цене, которая кажется им максимально доступной. Я думаю, у нас люди просто не задумываются о таком способе сохранить деньги. Для нас он немного непривычен, у нас он не культивировался. В нашей стране покупка произведений искусства – это, если говорить обывательским языком, просто блажь». Александр Шаров, владелец галереи 11.12
«Цена на картину не может упасть. Однако если все падает, и, условно, кусок хлеба начинает стоить дороже золота, можно за дешево приобрести отдельные работы. Ошибиться, покупая произведения искусства, конечно, можно. Я на своей практике тоже ошибался. Если художники пока еще не признаны, но уже привлекают внимание арт-критиков, искусствоведов и коллекционеров – это хороший знак. В конечном счете это приведет к положительному результату. Чтобы вкладываться в искусство, нужно иметь хорошо развитую интуицию. Другой вариант – это найти человека, который в нем хорошо разбирается и будет с вами честным. Тогда вы не поставите, к примеру, знак равенства между примитивистами и дилетантами. Вам будет понятно, что примитивисты как чувствуют, так и делают, а дилетанты вообще не являются профессионалами, а просто пытаются кому-либо подражать. Например, как за границей люди выбирают произведения искусства для инвестиции? Их интересует портфолио художника. Есть ли о нем статьи в газетах и журналах, например. Покупатели там очень внимательно просматривают портфолио, альбомы художников – это если понимают в искусстве. Если нет, то просто отмечают, что об этом художнике пишут – значит, у него есть какой-никакой, но бренд. Значит, есть смысл вложить в него средства». Петр Войс, куратор, коллекционер современного искусства, галерист.
«Наши люди не стремятся вкладывать деньги в произведения искусства. Сейчас вообще все немножко растерялись. Искусство остается на последнем плане: если имеются какие-то сбережения, то сначала нужно приобрести машины, квартиры, что-то еще. Без картин обойдемся, в них инвестировать нет смысла, думают у нас. К сожалению, время Морозовых и прочих известных собирателей-меценатов прошло, а время новых имен еще не наступило. За границей же люди понимают, что в период кризиса можно по дешевке купить что-то такое, что потом сильно вырастет в цене. Но у нас с этим тяжело. Мы слишком долго жили за железным занавесом. Не было принято делать из художника бренд. Думаю, что и наши люди начнут инвестировать в искусство. Нужно просто чаще говорить им об этом». Дмитрий Санджиев, художник.
Итак, перед нами уникальный художник. История героев каждой из его работ уникальна как, собственно, история жизни каждого из нас. И каждый из нас может узнать себя. Художник создает мир со своими персонажами, их трагедиями, причудами, страстями, и все это – близко к реальности. Его работы есть в коллекциях любителей современного искусства Москвы, Надыма, Киева, Ялты. Смотрите на сайте http://cyxoxoxo.com/