САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ

on

Текст: Наташа Андерссон.

«Мужчина, которому предстоит сделать какой-либо решительный шаг, думает: «Что я скажу?», а женщина: «Как я оденусь?» Мадлен де Пюизье.

Кому как не нам, женщинам, знакома ситуация с выбором наряда на свидание с мужчиной, которому хочется понравиться. И тут никак не обойтись без совета стилиста или модного глянцевого журнала. Поговорим о моде и о ее преданных спутниках – журналах мод.

Мода – понятие одновременно понятное и непонятное, и если попытаться ответить на вопрос «что такое мода?» – краткий ответ дать далеко не просто. Мода удивляет, завораживает, поражает смелостью и служит выражением стиля для определенного времени или даже целой эпохи. Вспоминаются известные модельеры, кинозвезды в изумительных платьях на красных дорожках. Какое значение имеет мода в жизни человека? И как раньше обстояли дела задолго до ее появления? Носили же древние люди звериные шкуры. Это было удобно и практично. Да и другой одежды в далеком каменном веке не было… наверное. Но, может быть, уже тогда была мода на шкуры мамонта или волка? Наверное, какие-то из них были теплее или одни больше нравились мужчинам, а другие женщинам, но шкуры носили, вероятно, очень долго и не меняли только потому, что они вышли из «каменновековой» моды.

Слово «мода» происходит от латинского modus – мера, правило, образ. В сферу действия которой, по определению теоретиков, входят одежда, образцы поведения, формы быта, эстетические и художественные вкусы, внешние формы промышленных изделий и тому подобное. Имеет место утверждение, что распространение моды опирается на психологические механизмы нашего мышления (подражание, внушение), благодаря которым мода быстро приобретает массовый характер. Историки относят ее появление в Европе в современном представлении к XIV веку, а вот словоупотребление «быть одетым по моде» (фр. à la mode) восходит к XVII веку, когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. По мнению искусствоведов, мода близка к концептуальному искусству, поскольку она заключается в сочетании различных элементов (прическа, материал одежды, фасон, цвет, аксессуары), создающих образ.

Образ – вот ключевое слово в ответе на вопрос о моде!

Пойдем дальше. Итак, мода – это образ. А чтобы распространить модный образ, надо его внедрить в массы. Показать, рассказать, заинтересовать. И как это сделать? Надо запечатлеть новые образы на бумаге, одеть все это в красивую обложку и, таким образом, сделать собрание всей этой красоты в форме сборника или журналa. Такова изначально была идея создания журнала мод, а именно – вызвать желание у потребителя подражать и следовать стилю, быть современным и почувствовать гармонию в стиле одежды и собственным «я».

Историческая справка. Tермин «журнал» произошел от французского слова journal – дневник, газета, которое фигурировало в названии ряда первых журналов на французском языке. В иностранных языках этому понятию соответствуют: «Magazine» (английское), «Revue» (французское), «Zeitschrift» (немецкое), «Revista» (испанское), «Списание» (болгарское) и так далее. Родоначальником журнала считается «Журналь де Саван» («Journal des sçavans», позже – «Journal des savants»), первый номер которого вышел во Франции 5 января 1665 года. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы. Мода превращается в самостоятельную отрасль, мелкие пошивочные цеха принимают массовые заказы, укрупняются, появляется термин fashion industry.

Многим знакомы имена Коко Шанель, Ив-Сен Лорана, Кельвина Кляйна, Нины Риччи, Версаче… Они являются признанными эталонами стиля, их жизненный путь и творчество не может оставить равнодушным даже самого убежденного сноба. С их появлением мода становится неотъемлемой частью современной женщины, а интерес к культуре и стилю одежды с каждым десятилетием только растет. Вероятно, относить моду к индустрии кажется несколько нелогичным и противоестественным, ведь под индустрией чаще всего мы понимаем скучные промышленные предприятия с дымящимися трубами и уставшими людьми. Они идут на работу и по звонку заканчивают ее. И все-таки, современная мода – это мощная индустрия. В этом сложном круговороте идей и предложений работают люди самых разных профессий – от конструкторов швейного оборудования до художников-модельеров. Главным распространителем и проводником моды в массы являются модные глянцевые журналы. В разных странах есть свои любимые издания. Они выпускаются в пределах одной страны и имеют только им свойственную специфику. Журналы мод освещают модные тенденции каждого сезона, и работы фотографов в них относят к произведениям фотоискусства. Именно журналы мод берут на себя ответственность быть первыми вестниками модных направлений, они привлекают на работу как признанных кумиров моды, так и начинающих дизайнеров, фотографов. Редакторы мод создают, спорят, не соглашаются друг с другом в творческом процессе, но в итоге собирают уникальные образы на страницах своих изданий.

Культовую роль в мире моды сыграл журнал Vogue, впервые изданный в 1892 году в Нью-Йорке Артуром Болдуином Тернeром (Arthur Baldwin Turnure). В 1905 году Vogue сменил владельца. С тех пор и по сегодняшний день журнал издается Condé Nast Publications.

Первый французский Vogue вышeл в 1920 году, британский – в 1916-м, итальянский – в 1964-м. Интересно значение несколько необычного для русского языка слова vogue. «Vogue» – устаревшее слово английского языка, которое переводится как «мода». В настоящее время оно используется только в словосочетании «to be on vogue» – «быть в моде», то есть название журнала было выбрано в соответствии с его направленностью: предоставление информации о новинках моды.

В 1932 году американский Vogue впервые разместил на обложке цветную фотографию, прежде журнал открывали рисунки. С этого времени c Vogue сотрудничают лучшие фотографы мира. У журнала богатые многолетние традиции со взлетами и падениями. В течение почти шестидесяти лет с момента выхода первого номера и до 50-х годов ХХ века целевой аудиторией Vogue были обеспеченные жительницы Нью-Йорка – представительницы высшего сословия. Журнал менялся, когда мир переживал военные действия, а потом успокаивался и процветал, когда наступал мир. Страны меняли своих правителей, кумиры сменяли друг друга. Все менялось, а Vogue оставался. Справедливо говорят, что Vogue – это история визуальной культуры, и это самое влиятельное модное издание в мире, так называемая «библия моды». Версии журнала выпускаются в 19-ти странах мира. В скандинавских странах журнал не издается, но продается в специальных Pressbyrå, или бюро печати. В настоящее время аудитория Vogue – это интересующиеся модой женщины в возрасте от 25 лет и старше. Общее количество читателей Vogue достигает 16-ти миллионов человек. Самыми влиятельными являются Vogue US, Vogue UK, Vogue France и Vogue Italia. «Большая четверка» разрабатывает эксклюзивное содержание каждого номера.

moda 003

В начале 1960-х годов журнал поменял направленность на деловых работающих женщин – современных, активных, думающих, стильных. Этому способствовали изменения в обществе роли женщины. Эпоха домохозяек шла на убыль. Под руководством Дианы Вриланд американский Vogue стал символом новой эпохи – более творческой, раскрепощенной и сексуальной. Женщины получили возможность выбирать интересные профессии. Анна Винтур, которая возглавляла журнал с 1988 года, отметила это так: «Моя читательница относится к новому типу женщин. Она интересуется бизнесом и деньгами. У нее нет времени на походы по магазинам. Она хочет знать, что, где, почему и как».

Американский Vogue

Итак, Анна Винтур (англ. Anna Wintour, род. 3 ноября 1949, Лондон, Великобритания) впервые претендовала на пост главного редактора Vogue US в 1983 году, но получила эту должность в британском издании. В ноябре 1988 года она возглавила американское издание. Анна Винтур впервые в истории журнала вынесла на его обложку фотографию модели в полный рост. Благодаря ей Vogue закрепил ведущие позиции в мире моды. Характер и стиль правления пятого главного редактора Vogue US описан в вышедшей в 2003 году новелле ее помощницы Анны Лорен Вейсбергер, по которой впоследствии был снят фильм «Дьявол носит Prada», где в главной роли снялась легендарная Мерил Стрип. В 2008 году Анна Винтур получила Орден Британской империи за достижения в области модной журналистики. В 2009 году на экраны вышла документальная картина Р.Дж.Катлера «Сентябрьский номер», повествующая о создании журнала под руководством Анны Винтур. Фильм смотрится на одном дыхании, полностью погружаешься в творческую атмосферу работы над журналом, видишь насколько труден и кропотлив процесс создания каждого образа. Интересно наблюдать за тем, как общаются между собой фотографы, дизайнеры, модельеры, визажисты. Дисциплина у Анны железная, но в то же время царит абсолютная свобода творчества. Винтур требовательна к себе и ко всем кто с ней работает. У нее всегда безупречный внешний вид, свое твердое мнение о каждой работе. Труды, которому фотографы, стилисты, визажисты и модели посвятили уйму времени и душевных сил, могут полететь в мусорную корзину одним движением руки Анны Винтур: «Нет, это не нравится» или: «Нет, это не подходит. Это не тот образ. Нет цвета. Работайте. Думайте. Ищите».

CR1

Интересные факты об Анне Винтур из разных источников по истории журнала. За свой жесткий и требовательный стиль руководства заслужила прозвище «ядерная зима». Помимо всего прочего Винтур известна тем, что поддерживает многих молодых дизайнеров. Свою фирменную прическу, строгое каре, главный редактор американского Vogue носит с 14-ти лет. Анна Винтур филантроп. Она является опекуном Музея искусств Метрополитан в Нью-Йорке, а также основательницей фонда, разработанного Vogue совместно с Советом модных дизайнеров Америки, который разыскивает и продвигает начинающих модельеров. Кроме того, она регулярно собирает средства для различных благотворительных организаций, борющихся со СПИДом. В 2011 году Forbes поместил Винтур на 69-е место в списке самых влиятельных женщин. Как признается сама Винтур, у нее довольно строгий распорядок дня: встает в 6 утра и идет играть в теннис, после чего укладывает волосы, делает макияж и едет на работу в офис. Все эти приготовления занимают у нее два часа. На модные показы Винтур всегда приезжает заранее. Pедко задерживается на вечеринках более чем на 20 минут, так как привыкла ложиться спать ровно в 22.15. Анна практически всегда появляется на людях в темных очках от Chanel. Кто-то считает, что она носит их из-за проблем со зрением, а кто-то – что так ей легче скрывать свои истинные чувства. За долгие годы своей карьеры Винтур сумела добиться статуса одной из самых влиятельных персон мира моды, устанавливая грядущие тенденции и открывая имена новых дизайнеров.

Газета The Guardian однажды назвала ее «неофициальным мэром Нью-Йорка». Именно Винтур способствовала тому, что крупные Дома мод стали принимать на работу молодых дизайнеров, как это произошло, например, с Джоном Гальяно. Ее талант, воля и работоспособность окончательно превратили Vogue в журнал номер один в мире моды, который не только отражает модные тенденции, но и формирует их.

Французский Vogue

Карин Ройтфельд (англ. Carine Roitfeld, род. 19 сентября 1954, Париж, Франция) – основатель, главный редактор и стилист журнала CR Fashion Book. С 2001 по 2010 год возглавляла Vogue Paris. Карин Ройтфельд стилизует рекламные кампании и фотосессии для глянцевых изданий. О себе Карин говорит кратко и очень открыто: «Я поняла, что обладаю большой силой. У меня есть возможность делать кого-то успешным. С моей помощью фотографы становятся модными фотографами, дизайнеры – топ-дизайнерами, модели – супермоделями. Это огромная сила и ее нужно использовать правильно» или еще цитата: «Я знаю, что выгляжу неплохо, но отлично понимаю, что не являюсь красавицей. Людям во мне нравится сильный характер, а потому ко всему остальному они уже менее строги». Под руководством Карин Ройтфельд СМИ называли Vogue Paris «самым провокационным и скандальным модным изданием». Она сделала издание более интеллектуальным, наполнила его серьезными эссе и статьями. До этого довольно долгий период своей жизни Карин сотрудничала с глянцевым журналом ELLE, куда писала статьи о моде.

Жизнь и работа легендарного, талантливого и смелого редактора французского Vogue интересно показана в документальном фильме режиссерa Фабьена Констана «Mademoiselle C» (Мадeмуазель K). Картину рекомендую посмотреть. Поклонники моды смогут подглядеть за такими мастодонтами индустрии, как Карл Лагерфельд, Жан-Поль Готье, Джорджио Армани, Том Форд, Донателла Версаче и многими другими.  Акцент в фильме сделан на процессе создания дебютного выпуска журнала CR Fashion Book (CR – Carine Roitfeld). Первый номер тиражом 50 тысяч экземпляров вышел в сентябре 2012 года.

Сама Карин понимает, что это большой риск, но такова ее натура: «Сейчас я привлекаю к проекту очень много новых неизвестных лиц – фотографов, моделей, инвесторов. Это сумасшедший риск, но я люблю рисковать! Другого пути я даже представить не могу!» Фильм затрагивает и личные стороны жизни Карин, ее видение мира, цвета и стиля. Покоряет ее тонкое чувство юмора, когда она рассказывает о своих удачах и неудачах. Она естественна в общении, приятна в разговоре и просто очень красивая стильная женщина, которая любит своих детей, маленькую внучку и мужа, с которым уже вместе 30 лет. Вот что Карин говорит о возрасте: «Возраст имеет значение только, если вы сыр. Я не хочу разглаживать морщины. Так я стану похожа на всех остальных», o французской женщине: «Отличие француженки от любой другой женщины заключается в том, что когда вы с ней встречаетесь, то сначала видите саму девушку, а уже потом – во что она одета. У нас есть культура одежды, которой нет в других странах, например, в Восточной Европе или в России. Там для людей главное – показать, что у них есть деньги. Они помешаны на лейблах». Фильм рассказывает о новых началах, в том числе и появлении на свет внучки Ройтфельд Роми Николь, чье рождение вдохновило легенду глянца на создание журнала CR, и новой жизни самой Карин, начавшейся с переезда в Нью-Йорк. Кстати, интересно, что у Карин Ройтфельд русские корни. Она родилась в семье русских эмигрантов, ее сына зовут Владимир, и ей нравится русское слово «бабушка»: «Бабушка» вовсе не означает седые волосы и то, что теперь вы сидите дома и печете пироги для своих внуков. Сейчас бабушка молода и она по-прежнему может много чем заниматься, может носить высокие каблуки. Джулия сделала мне самый большой подарок – мою прекрасную внучку. Роми Николь родилась три месяца назад, а теперь мое детище – журнал CR – появится уже через две недели. Так что я очень счастливая бабушка. И я не знаю, как Роми Николь будет меня называть, я бы предпочла, чтобы она называла меня по-русски – бабушка. Но решать ей, не так ли?»

Российский Vogue

Первый номер Vogue Россия появился в сентябре 1998 года под руководством Алены Долецкой. Историки журнала рассказывают, что в августе 1998-го, когда в России разразился экономический кризис, реклама нового журнала с супермоделями Кейт Мосс и Амбер Валеттой на Красной площади на обложке и лозунгом «В России наконец» большинством воспринималась как неудачная шутка. Однако Vogue оказалось по силам преодолеть все трудности и стать не только главным русским журналом о моде, но и флагманом всей глянцевой прессы страны, эталоном ежемесячного глянцевого журнала международного класса. Для русского Vogue снимали Хельмут Ньютон, Питер Линдберг, Стивен Майзел, Паоло Роверси. Позировали Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер, Наталья Водянова. Писали Петр Вайль, Александр Васильев, Татьяна Толстая, Александр Тимофеевский. Снимались Рената Литвинова, Ингеборга Дапкунайте, Никита Михалков, Олег Меньшиков, Виктор Пелевин, Земфира. Hа сегодняшний день общая аудитория журнала составляет более 700 000 человек.

С 2010 года главным редактором является Виктория Давыдова. Журнал пользуется неизменной популярностью у читателей и является эталоном качества и вкуса, журналу посвящаются выставки в Москве. На одной из таких выставок, посвященной 15-летию журнала в России, поклонники издания утверждались во мнении, что русский стиль всегда влиял на мировую моду. Воцарению моде на все русское в свое время повлиял фильм «Доктор Живаго», в 1961 году полет Юрия Гагарина открыл космическую эру, и, безусловно, путешествие по орбите первой женщины – Валентины Терешковой. Модельеры бредили новыми галактиками, и на смену длинным и широким платьям пришли мини-юбки и колготки. До сих пор у модельеров стиль старых добрых 70-х – самый любимый. Вот уж поистине прав был Марк Твен, когда подметил: «Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого».

Глянцевые издания Швеции

Хотя Швеции и нет в списке стран, издающих Vogue, журнал не залеживается на полках. Здесь можно купить американский, французский, британский, испанский, русский и немецкий варианты. Среди шведских глянцевых журналов старейшим и самым раскупаемым является, пожалуй, «Женский мир» (Damernas värld), который выходит один раз в месяц и освещает модные тенденции сезона, новинки литературы, кино, театра. Содержит статьи на разные темы, многие статьи посвящены женщинам, достигшим успеха в карьере. Последние пять лет акцент делается на здоровый образ жизни, поэтому рубрика модной спортивной одежды включает в себя и советы по фитнесу. Журнал создан в 1944 году. На второе место я бы поставила журнал «Фемина» (Femina), который тоже издается с 1944 года, имеет такую же специфику, как и «Женский мир». Интересно то, что в Швеции идет четкое распределение читателей по возрасту. Например, для женщин после сорока издается специальный журнал «Тaра» (Tara) с хорошими советами как выглядеть стильно и без увлечения молодежной модой. Женщины здесь спортивные: пробежки, участия в любительских забегах на три, пять, десять километров – это неотъемлемая составляющая жизни современной скандинавской женщины. Вопрос не стоит: «А занимаетесь ли вы спортом?» Вопрос стоит: «Как часто вы успеваете бегать или ходить в спортзал». Поэтому шведскoго женскoго журналa без спортивной рубрики не существует. Он просто не будет продаваться. Мое личное мнение – это здорово и правильно. Шведки борются с возрастом не с помощью уколов, а стараются двигаться и есть полезную пищу. Это и приятно, и не дорого. Главное – организовать свой день. Увидеть здесь подтянутую женщину за сорок с кавалером моложе этак лет на 10 – явление не такое уж редкое.

У подростков есть свои любимые издания: «Chic», «Amalia», где подбирается материал для молодежи. Много страниц отведено музыке, психологии, советам визажистов и тому, как очаровать кавалера на дискотеке.

Да… Шведской версии Vogue нет, но шведский знаменитый бренд H&M успешно сотрудничает с популярными глянцевыми журналами, в том числе с русским и британским Vogue. История создания H&M (Hennes & Mauritz) начинается в 1940-х годах, и на сегодняшний день его бутики распространены в более чем 50-ти странах мира. Бренд обновляет ассортимент одежды несколько раз в сезон. Как правило, дизайнеры марки копируют ведущие коллекции мирового подиума и поставляют эти модели по доступной цене. Одежда производится не в Швеции, а в странах Азии и Латинской Америки, что позволяет держать цены.

mw-hm11

Для поддержания имиджа и увеличения аудитории с 2004 года бренд стал создавать небольшие коллекции в сотрудничестве со знаменитыми дизайнерами, в числе которых Карл Лагерфельд, Стелла Маккартни, Роберто Кавалли. 2013 год был ознаменован открытием линии косметики H&M Cosmetics. С 2014 по 2018 годы бренд является официальным поставщиком формы для шведской олимпийской сборной. Так что, когда увидите легкоатлета из Швеции по телевизору или кто знает, как судьба повернется, на местном стадионе – знайте, что он одет от H&M.

H&M служит явным свидетельством того, что совсем необязательно тратить огромные суммы на люксовую сумочку или не менее элитные босоножки, выглядеть стильно и оригинально можно, сохранив при этом свой бюджет. Плюс, в магазинах постоянно идут распродажи и разные акции. Слоган этой третьей в мире сети магазинов одежды, после испанской «Зара» (Zara) и «Гэп» (Gap), строится на простой идее «мода и качество по доступной цене». А значит, у всех милых дам, независимо от достатка, есть и будет возможность выглядеть красиво и стильно. Ведь мужчина никогда не поймет, когда говоришь: «Слушай, нас пригласили на вечер, а мне совсем нечего надеть». Обычно, мы слышим следующее: «Дорогая, ну как же нечего, ведь у тебя уже столько вещей!»  И это так. Но мода развивается, идет вперед, привносит новые и красивые идеи, делает будни современной женщины ярче.

Да, о моде говорить приятно и интересно. Ведь мода – это творческий поиск образа, поиск стиля и смелая попытка заглянуть в будущее. Маленькое черное платье, женские брюки и пиджак стали основой гардероба современной женщины. А ведь за каждой из этих, ставших для нас обычными, вещей стоит своя история рождения, нелегкий путь, а порой и борьба за право существовать и быть признанными обществом. Современная женщина хочет и умеет выразить свой внутренний мир при помощи одежды и цвета. Она хочет чувствовать себя притягательной и желанной для любимого мужчины. И ведь каждый уважающий себя мужчина испытывает гордость, когда рядом с ним красивая и счастливая ЕГО женщина.

Искренне ваша, Наташа Андерссон.

Добавить комментарий