ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

on

Последний звонок в школах проходит в конце мая, когда учеба уже закончилась, а выпускные экзамены еще не начались. Последний звонок подводит черту, ставит точку в многолетнем учебном марафоне со всеми его уроками и переменами, контрольными работами и домашними заданиями. С нами ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА САРГАСЯН, детский образовательный центр «РАСТИШКА», Евпатория.

Текст: Татьяна Суховеева.

Фото: Анна Асланян.

— Последний школьный звонок в каком бы ты ни был классе – всегда радость! Это окончание учебы и три месяца счастья! Вы помните свой последний звонок и знали ли вы тогда, что станете учительницей?
— Нет (улыбается). Мне было 16 лет, я пошла в школу в 6. В 16 я еще не понимала куда пойти учиться дальше.
— Значит ли это, что человек в 16 лет не может понять свое профназначение?
— Это зависит не столько от возраста, сколько от воспитания. Если родители с раннего детства занимаются ребенком, понимают его сильные стороны, тип характера, увлечения и что ему дается легче, они его направят. Бывает ранняя самостоятельность мышления. Моя дочь, например, с 7-го класса – а сейчас она в 10-м – знает кем она будет и куда пойдет учиться.
— И куда же?
— В институт нефти и газа. Она хочет работать в Газпроме. При всем при том мы все в поколениях педагоги – и моя мама, и бабушка.
— Понимание целесообразности выбора профессии и как следствие – финансовые показатели. Педагоги не отличаются высокой зарплатой. А тут и финансовая независимость, и карьерный рост.
— Она у нас отличница, закончила 10-й класс с пятерками.
— Немаловажный фактор.
— Она выбрала этот институт еще и потому, что они предоставляют трудоустройство по окончанию.
— Умница дочка! У нас сейчас реклама какого института?
— Российский государственный университет (РГУ) нефти и газа имени И. М. Губкина (смеемся).
— Что из этого следует? То, что ребенок к 13-14 годам уже может определиться с симпатиями и требованиями, что ему нужно для жизни в определенных условиях, которые он может создать сам благодаря своим знаниям, исходя из своих возможностей – мы сейчас говорим не о финансовых, о физиологических возможностях, так?
— Да. Безусловно, что в начале школьной жизни ребенок хочет стать космонавтом, пожарником. У нас в группах средний возраст 5-6 лет. И та тема, которую мы с ними обсуждаем, на них влияет в их профессиональных желаниях, поэтому мы стараемся их занимать всесторонне. Если мы говорим о профессии, обсуждаем все, что она дает, что нужно для того, чтобы ее освоить. Космос – самая притягательная тема. Многие в этом возрасте хотят стать космонавтами. И полицейскими. И военными. Но, вы же понимаете, что все зависит от подачи. Потом переосмысливается, конечно, но в детстве многое закладывается.
— Вернемся к последнему звонку. Все рады! И школьники и учителя. Школьники – это одна сторона, они удовлетворены или нет своей дисциплиной в учебе и рады предстоящим каникулам. Учителя видят успехи и неудачи каждого и тоже делают выводы. То есть это определенный рубеж. Вот только у вас нет каникул, Яна.
— Да, мы работаем без каникул. Хотя новогодние каникулы у нас есть!
— Вернемся к выбору профессии людей возраста 16-17 лет. Есть ли прямая связь между высокой ценой обучения в ВУЗе и качеством обучения, статусом ВУЗа? Можете ли вы ли сказать – чем дороже, тем лучше?
— Все зависит от престижности ВУЗа. Если статус высокий, то и цена обучения, разумеется, будет не малой.
— Хорошо. Другой вопрос к вам от взрослых читателей. Бытует мнение, что учиться никогда не поздно. Поддерживаете ли вы тех взрослых, кто стремиться уже в зрелом возрасте и в статусе родителей продолжить обучение?
— Конечно! Учитывая, что решение взрослого человека вполне обосновано. Где-то что-то он не дополучил. У нас есть родители, которые в нашем центре обучаются английскому языку.

 

Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь — назад, и вновь ему с утра.
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора.

 

— К каждому ребенку нужен свой подход, кому-то твердое слово понятнее, кому-то объяснения, мотивация. Это значит, что каждый педагог должен быть психологом?
— В педагогических ВУЗах психологию преподают.
— Ответ звучит как объяснение (смеемся).
— В нашем центре – психология отношений на первом месте. У нас есть ученица пятилетнего возраста, она всегда и во всем хочет быть первой. И ей это часто удается.
— Не хотите ли создать школу для родителей, помочь им быть правильными родителями?
— Вы знаете, мы обучаем детей и общаемся с их родителями, но, думаю, не просто нужна, а необходима школа для родителей, потому что в них главное зерно становления человека. Мы стараемся часа два в день, а они остальные 22 и примером, и теоритическими методами растят личность.
— Давайте сделаем родительский класс!
— Мы думаем над этим.
— Другой вопрос: для юных спортсменов, у которых основное время занимают тренировки и соревнования, что бы вы порекомендовали, как не отставать в школьной программе? Переводить детей на домашнее обучение или все-таки договариваться с учителями основного обучения?
— Однозначно из школы не уйдешь. Есть родители, которые забирают детей из школы и занимаются надомно. Но, видно, что дети ограничены. Мы живем в коллективе, детям нужно понимать специфику коллектива, это многому учит. Я же вижу, когда приходят в группу надомники, чьи родители решили, что домашнее образование намного эффективнее, они бегут к другим детям, радуются общению.
— Куда пойти учиться? Не исключаем ПТУ.
— Есть дети гуманитарии, есть с математическим складом ума, а главное, есть психологи, которые в этом могут помочь разобраться. Тестирование дает результаты по профориентации.
— Я понимаю, что задаю вопросы вам не только о начальном образовании, чем вы занимаетесь, но все идет из детства, поэтому мы пришли к вам. Какие бы вы дали рекомендации и детям, и родителям в начальном, самом главном образовании?
— Здесь комплексный подход – и родителей, и учителей, и самих детей нужно заинтересовать. Они приходят несмышленые. Им непонятно зачем все это нужно учить. Мы объясняем, зачем мы учимся, что мы хотим получить. Образование обязательно, чтобы освоить ту или иную профессию, которая дает финансовое вознаграждение.
— Это в наше время самый главный козырь?
— Они это понимают, кто-то хочет купить маме машину, кто-то дом, сад. Сейчас другой критерий. Раньше была определенная преемственность: детский сад, школа, институт. Сейчас девочка заканчивает школу и идет в косметологи или мастером по маникюру. «А зачем мне образование, – спрашивает, – я вполне могу себя обеспечить и без него, умением в косметических услугах».
— Яна, вы занимаетесь также с детьми с ограниченными возможностями, так?
— Да. И если их раньше как-то отгораживали от детей обычных, то сейчас вливают в общий коллектив. Инклюзивное образование сейчас приоритетно.
— Яна, и в заключении хочется поприветствовать учащихся и их родителей, сказать, чтобы пока мы учимся и образовываемся, мы в современном ритме жизни, сейчас нельзя терять время понапрасну, катастрофично для такого быстрого течения времени. Начинайте с малышей – это память, внимание, мышление, развитие речи. Дети готовы познавать, и то, что вы в них вложите, останется навсегда!

Добавить комментарий