SPA Университеты

on

Культура СПА у нас, ее поклонников, на стадии развития. Мы радуем себя больше гастрономическими деликатесами, чем оздоровительными. С нового года пора менять стиль жизни. Сегодня с нами Президент Международного Совета по развитию индустрии СПА и Велнесс Елена Богачева (Москва).

— Елена, как долго вы в СПА индустрии? И с чего все началось?

— Я занимаюсь СПА с 1995 года, значит, уже 16 лет. Изначальной идеей, с которой я резко изменила свою профессиональную жизнь, был бизнес-проект клуба для женщин. Хотелось возродить клубное движение в России. Без СПА, но непременно с оздоровительным и эстетическим аспектами. Начала ездить по миру и изучать похожие проекты. Кто-то из иностранных друзей подсказал посетить женский СПА-клуб The Sanctuary («Заповедник») в Лондоне. Вошла туда с одной идеей, а вышла абсолютно очарованная и захваченная идеей создать что-то похожее для наших женщин. Так я погрузилась в тему СПА и уже вскоре стала адептом этой концепции. Полноправным членом мирового СПА-сообщества я стала в 1998 году, когда открыла свой первый женский веллнесс-клуб и СПА Rara Avis (в переводе с латинского «Редкая птица»).
— Что бы вы отметили особенного, что за это время развития СПА в наших странах произошло?

— За 15 лет моей работы на рынке СПА я наблюдаю растущую пропасть между профессионалами СПА в западных странах и нашими, в постсоветском пространстве. Причем потребители СПа-услуг во всем мире похожи. Наши зарубежные коллеги начинали этот бизнес с расчетов, планирования, маркетинга. А сегодня их ключевые слова – высокая миссия, доказательная медицина, благотворительность. На нашем рынке пришествие СПА было молниеносным, стихийным, их открывали «для души», для жен и любимых женщин. Теперь же на всех форумах и конвенциях звучат темы рентабельность, мотивация персонала. И это не разная ментальность, это просто искаженный путь развития отрасли.

— Какова существенная разница между нашими СПА и европейскими?

— Если смотреть на СПА глазами клиентов, то более всего удручает низкий уровень сервиса (его этическая составляющая) в наших странах и потрясающая радость служения у наших зарубежных (как восточных, так и западных коллег). Зато несравнимо выше квалификация наших специалистов – ведь они приходят в СПА из медицины, а в других странах эти сферы не пересекаются. Поражают коммерческие навыки – умение продавать услуги и товары у всех СПА-профессионалов. Кроме наших. У нас продажа воспринимается как проявление навязчивости в отношении клиентов. Молодые рынки СПА ( российский, украинский, прибалтийские) отличает акцент на внешних атрибутах- дорогих интерьерах, броском дизайне, обилии инновационного оборудования. На развитых рынках СПА сегодня гламур не в моде: в авангарде – концепции «эко» и «био», возврат к истокам, Back to Nature.

— Назовите самые лучшие СПА мира, на ваш взгляд?

— Это очень сложно. У меня есть две точки зрения: профессионала и клиента СПА. Как профессионал, я доверяю рейтингам маркетинговых агентств, они проверяют все досконально, например Spa Finder , который ежегодно публикует списки лучших СПА мира по всем категориям – курортные, медицинские, круизные и т.д. Как женщина – поклонница СПА я выделяю несколько «своих» СПА, которые, впрочем, могут не впечатлить других клиентов. Это женское СПА The Sanctuary в Лондоне, клуб Villa Spa в Калининграде, сеть Спа Canyon Ranch в США и индонезийское Mandara Spa в Москве.

— Ваша самая любимая процедура в СПА?

— Моя любимая процедура – рефлексологический массаж стоп. Эту процедуру особенно искусно выполняют восточные мастера. Кстати, мне очень запомнился тайский фут-массаж, который мне сделали в крошечном тайском СПА простого отеля в Киеве. Всего два кабинета с тайскими массажистами. Неперегруженный антураж. Доброжелательный сервис. После прогулки по Крещатику прикосновение умелых рук к моим усталым ногам погрузило меня в состояние блаженства. Это было два года назад, но я помню. Значит, все было очень профессионально.

— Вы заходите в новый СПА-комплекс как профессионал или больше по прямому назначению, как клиент?

— По мере моего профессионального роста в сфере СПА я стала плохой клиенткой. Не умею полностью расслабиться, обращаю внимание на мелочи, огорчаюсь от ошибок персонала, пытаюсь угадать, какая косметика используется, обмеряю взглядом площади кабинетов. Обидно, потому что утрачивается состояние «вау». Но если я попадаю в руки истинных профессионалов, все детали становятся незначимыми. И хотя бы полчаса нирваны позволяют забыть кто я. Хорошо, чтобы и обслуживающие меня специалисты не знали, что я СПА-профи, иначе они напрягаются.
— Вы преподаете, читаете лекции, где?

— Я преподаю авторский курс «Спа-бизнес от А до Я» в Государственном университете управления в программе «Менеджмент в индустрии красоты и здоровья». Помимо этого, провожу семинары и тренинги по психологии общения, продаж, командообразованию для коллективов салонов красоты и СПА. Регулярно выступаю с лекциями и презентациями практически на всех конференциях и форумах по теме СПА и Веллнесс в России.
— Ваша книга, за обладание которой здесь, на III Ukrainian SPA & Wellness Professional AWARDS-2011, бились кандидаты медицинских наук, как называется, когда вышла, первая или нет, действительно такая особенная?

— Моя книга оказалась первым в России и русскоговорящем пространстве пособием по организации СПА-бизнеса. Она вышла в 2007 году, небольшим тиражом, поскольку не было уверенности в стремительном развитии рынка. Это достаточно полная систематизация всей информации о СПА-истории, технологии, принципы создания, аспекты работы персонала, маркетинговые стратегии и т.д. Я постаралась соблюсти в книге максимальную академическую точность, придерживаясь принятых во всем мире понятий и критериев. В книге есть глоссарий, русско-английский профессиональный разговорник. Без ложной скромности скажу, пока таких учебников больше не публиковалось, хотя чуть позже за рубежом вышло полное пособие – аналогичное моей книге на английском языке. Сегодня, увы, тираж исчерпан. Мне бы очень хотелось переиздать книгу в ближайшее время, дополнив ее новыми тенденциями развития рынка и примерами успешных проектов в России и странах СНГ.

— Вы, кстати, говорили о благотворительном аукционе, когда ваша книга ушла за… сколько? Когда и где это было?
— На благотворительном аукционе за огромную сумму в 100 евро была продана не моя книга, а представленный мной английский справочник Spa Business Handbook-2011.
Аукцион проводился для руководителей ведущих компаний российского рынка оборудования и косметики для СПА. Стояла задача собрать хотя бы минимальные средства в поддержку просветительской программы, которую возглавляет общественная организация и проводит в школах Московской области. Мы не планировали поднять большие суммы, это была больше игра, новая форма общения в СПА-сообществе. Но идею подхватили на удивление дружно, и результат превзошел наши ожидания.

— Пожелаем СПА-индустрии развития!

Текст: Татьяна Суховеева.

Добавить комментарий