«Формула 1» Формула Успеха

on
автор: Анна Шлеева

Мы находимся в Сочи на Чемпионате мира «ФОРМУЛА 1 ВТБ ГРАН-ПРИ России 2019», самом грандиозном автоспортивном мероприятии года в России. Лучшие пилоты мира на технически совершенных болидах сразятся за победу на трассе в Олимпийском парке уже в шестой раз, а обширная развлекательная программа и концерты на территории проведения Гран-при России подарят невероятные эмоции и выброс адреналина.

Я уже не первый раз посещаю это масштабное мероприятие. Автодром в Сочи – единственная площадка в России, получившая право принимать гонки «Формулы». Итак, интервью с живой легендой, легендарным финским гонщиком, пилотом Микой Юхани Сало (англ. Mika Juhani Salo. Из личного досье: лучший результат – второе место на Гран-при Германии 1999 года. В 2015 году занял должность североевропейского формульного чемпионата SMP F4 и принял участие в Российской серии кольцевых гонок, класс «Национальный», став первым экс-пилотом «Формулы 1», стартовавшим в этапе официальных российских соревнований).

— Добрый день, Мика! Весь мир в курсе ваших спортивных достижений, а мне интересно раскрыть ваше личное отношение к происходящему, ваше отношение к победам. Что значит успех для вас? Что для вас значат ваши результаты? С чего все начиналось? Как вы добились таких высоких достижений? Это интервью прочитают многие, всем будет интересно, как обычное хобби позволило вам стать легендарным гонщиком. Вы звезда мирового масштаба, ваши победы общеизвестны, какая из них самая особенная для вас? Какую бы вы подчеркнули?

— Любая победа дорога, нельзя выделить какую-то одну. Сама цель гонок – победа. Но иногда просто получаешь удовольствие от хорошей гонки. Я думаю, любой гонщик со мной в этом согласится.

— И все-таки, расскажите о наиболее запомнившихся достижениях и победах?

— Самая памятная из гонок это та, когда я ездил на «Феррари» в «Ф1». Для других участников эта машина выглядит как инопланетная модель. Я обожаю итальянскую страсть в дизайне. Разочарования – это неотъемлемая часть гонок. У меня их тоже было достаточно. Это часть игры. Гонщики легко о них забывают и не любят когда им об этом напоминают.

— Как получилось, что вас увлек такой вид спорта? Это начиналось как хобби? Вы так полюбили скорость? 

— Я начал участвовать в гонках на картинге. Когда начал выигрывать, стал постоянным участником гонок.

— Чем увлекаетесь сейчас? Какие интересы и хобби у звезды мирового масштаба?

— В свободное время я играю в хоккей и получаю от этого огромное удовольствие. Люблю слушать музыку. Люблю просто отдохнуть дома, расслабиться. Суматошная жизнь гонщика помогает мне ценить тишину и покой.

— Наш президент – лидирующий нападающий клуба «Ночная хоккейная лига». А кто играет в вашей команде?

— У нас все игроки – профессионалы из КНХ и НХЛ. Так же с нами некоторые актеры и другие известные люди из Финляндии.

— Мика, знаю, что вы любите футбол, удалось посмотреть игру здесь в Сочи?

— Да, я ходил смотреть футбол – «Сочи» против «Ахмата», это было потрясающе на знаменитой арене, и «Сочи» выиграл.

— Путь к успеху всегда труден и непрост, вы сильная личность, не сдаваясь шли к намеченной цели, это тяжелый труд, связанный с преодолением препятствий, с огромной концентрацией, работой над собой, только сильная и целеустремленная личность способна занять ступеньки пьедестала. Сейчас вы хоть и не являетесь действующим пилотом, но причастны к организации мероприятий, какие вы ставите перед собой задачи?

— Я работаю в СМП (SMP) и пытаюсь найти талантливого россиянина, чтобы привести его в профессиональный мир гонок. На данный мы работаем с Робертом Шварцманом, чемпионом «Ф3», еще несколько пилотов скоро присоединятся к нему.

— Отлично! Вам понравилось в Сочи? Отличается ли трек в Сочи от мировых? 

— Мне очень понравилось в Сочи. Красивый город. Очень милые приятные люди. И еда вкусная. Нет никакой разницы, гонки одинаковы во всем мире.  

— Необходимо ли что-то поменять в действиях российской команды, чтобы она вышла на более высокую ступень?

— Русский менталитет очень подходящий для гонок. Он похож на финский – никогда не сдаваться. В России столько талантливых гонщиков. Нам главное их найти и дать им шанс показать себя. 

— Я слышала, что вы работаете над проектом российской серии, которая будет проводиться в новом классе «Формула 4» при поддержке SMP Rasing.

— Да, это серия для молодых российских пилотов от 15-ти до 18-ти лет, готовых перейти из картинга в «Формулу». Гонки будут проводиться в Финляндии и Эстонии, а техническую сторону – подготовку и обслуживание машин возьмет на себя финская компания Koiranen. На старт выйдут не менее 20 машин, а тесты будут проведены в Испании. К тому же эти соревнования продвигает FIA. Это отличная перспектива. Мы уже нашли много талантов на этом чемпионате, и не только из России. Это способ дать шанс пилотам показать свое мастерство.

— Вижу, вас вдохновляет подготовка нового поколения лидеров.

— Мне очень нравится работать в СМП (SMP), и я рад, что г-н Борис Ротенберг является главой программы. Он столько отдает российским гонкам, что все российские гонщики должны быть ему благодарны за свои заслуги. 

— Следующий вопрос касается детей, особенно мальчиков. Аудитория журнала в основном молодые женщины, у многих маленькие дети, которым вероятно интересно узнать, как определить будущего автогонщика. Если малыш интересуется автомобилями, должен ли его интерес поддерживаться и развиваться дальше?

— Гонки хороши в любом возрасте, как для мальчиков, так и для девочек. У нас занимаются дети обоих полов. Я буду рад поделиться опытом и помочь им с их карьерой. Когда я вижу, как наши ученики выигрывают и добиваются успеха в гонках, это делает меня очень счастливым.

— Я знаю, что до 1976 года на трек выкатывали и девушки. Самая известная из них – Лелла Ломбарди. Может вам довелось ее видеть, общаться?

— Я никогда не встречал Леллу Ломбарди, но в России есть хорошая девушка пилот Ирина Сидорова, она катает в F4.

— Мика, как думаете, ваш Вальтери Ботос может стать чемпионом мира в этом году? Сегодня я присутствовала на квалификации, он занял четвертое место.

— Ммм… это большая неудача. Валттери был очень хорош в начале года, но во время полуторакратного перерыва у него были, к сожалению, технические поломки, какие-то другие ошибки, он потерял слишком много очков и на данный момент ему будет очень-очень трудно выиграть чемпионат.

— Сегодня два призовых места по итогам квалификации заняли представители команды, за которую вы когда-то выступали. Потрясающая гонка, несколько слов о том, что вы думаете об этом.

— Неприятное впечатление от ситуации с Вальттери, это было не совсем то, чего мы хотели. Да, «Мерседес» хорошо проявляет себя в разгонной скорости на повороте, но они много теряют на прямой. «Феррари» выиграли четыре последних гонки и, похоже, собираются сделать это снова, если ничего неожиданного не случится. Это будет интересная гонка. Вероятно, следующий болит будет смешанным. Никогда невозможно просчитать Хэмильтона, он так силен, во всех гонках проявляет себя как грамотный стратег и умный гонщик. Не знаю, что будет дальше, но это будет очень-очень интересная гонка.

У Феррари были самые быстрые машины, но слабая стратегия. Мерседесы были медленнее, но правильная тактика позволила им занять 1е и 2е призовые места. Мягкие колеса Феррари и проблемы с мотором сделали их уязвимыми, подарив этим легкую победу Мерседесу.

— Мика, что вы думаете о «Формуле» в целом, о пилотах, об их подготовке. Каким должен быть настоящий лидер как вы?

— «Формула 1» – самый точный вид спорта. Это знают немногие из обывателей. А также, в отличие от большинства других гонок, «Формула 1» – это не только борьба характеров и талантов пилотов, соперничество между лучшими автомобильными марками мира. Сегодня средняя стоимость готового болида F1 составляет 15, 52 миллионов долларов. Миллионы, потраченные на исследования, изобретения, проектирование и многое другое в эту цифру не вошли. К примеру, такие крупные команды F1, как Ferrari, Mercedes Red Bull и McLaren тратят порядка 400 миллионов долларов в год на разработку лучших автомобилей сезона. Для того, чтобы небольшой самолет взлетел, ему иногда требуется развить меньшую скорость, нежели во время гонок набирает болид. И только прижимная сила удерживает гоночный автомобиль на трассе, делает так, чтобы он не взлетел. Для торможения со скорости 200км/ч автомобилю «Формулы 1» нужно лишь 155 метров тормозного пути и меньше двух минут.

— В этом году я сидела на трибуне на изгибе трассы, а там происходят самые невероятные вещи. Я наблюдала, как занесло Red Bull. Стало не по себе, автоматически я даже оглянулась в поисках выхода. Великолепное самообладание спортсмена! После экстренного торможения, полсекунды и уже жмет на газ!

О перегрузках: За крайне непродолжительный период времени (90-120 минут), каждый спортсмен порядка 2600 раз переключает скорость. А чтобы сбросить ее, необходимо 12 манипуляций. Отвлекаться категорически нельзя даже на секунду, так как минимальная ошибка пилота может привести к серьезным последствиям. Все спортсмены – это высокоорганизованные люди с отменными физическими данными, обладающие способностью быстро принимать решения в критической ситуации.

Перегрузки в «Формуле 1» одни из самых высоких. Подобное испытывают только пилоты палубной авиации на торможении при посадке. И космонавты, их показатель перегрузки выше, но ненамного. К профессиональному заболеванию гонщиков относится отслоение сетчатки. На Гран-при Канады в 2007 году гонщик Роберт Кубица в результате аварии испытал такую нагрузку, что из своего обычного веса в 73 килограмма, в этот момент увеличился до двух тонн! Благодаря отличной системе безопасности, были ушибы и легкий испуг. Температура в кабине болида за период гонки может подняться до 50 градусов, пилоты выходят из кабины после гонки, похудев на 3-4 кг из-за потери жидкости. Как минимум на полкилограмма худеют и шины болида. Рассчитаны они на 100 км. Представьте себе, они наполнены азотом!

— Мика, для людей, которые так рискуют, какие еще поощрения существуют помимо официальных трех призовых мест?

— Да, Анна, существует еще Кубок конструкторов и неофициальные призы: так называемые Bernie’s в честь Берни Экклстоуна, по аналогии с призом американской киноакадемии «Оскар». И номинации: «Лучшая трасса»,

«Лучший гонщик», «Лучший новичок», «Выбор гонщиков», голосуют как боевые, так и тест-пилоты.

— Как интересно! Похожее происходит и на конкурсах красоты, которые проводит наш журнал. Почему команды «Формулы 1» иногда называют конюшнями?

— По аналогии со скачками, столь популярными в Великобритании, в которой зародилась «Формула 1». В 1950 году прошел первый Гран-при на трассе в Сильверстоуне. Первыми боксами для болидов Ф1 были старые конюшни. Из скачек также пришли термины стюард (человек, который постоянно присутствует на всех этапах чемпионата мира в «Формуле 1» с 2006 года и решает конфликтные вопросы) и поул-позиция. Прошло много лет, но терминология не изменилась. Если вы ругаете себя за превышение веса багажа, вы не путешествовали с командами «Формулы 1». Их багаж – 28 тонн самого нужного. И еще 1500 бумажных салфеток с логотипом команды!

— Сейчас прозвучали слова обо мне. С таким превышением летела. Все самое нужное: фотоаппарат, линзы, стойка, бумага, карандаши.

— Мы сейчас в активном поиске настоящих талантов! Они не только могут попасть в «Формулу 1», но и совершить головокружительную карьеру. Так, бывшие боссы таких известных команд, как Williams и McLaren, Фрэнк Вильямс и Рон Деннис начинали в боксах, работая простыми механиками. Но от точной работы механика многое зависит – например питстоп занимает не менее трех секун. На стендах на трассе можно на тренажере симулировать подобную пит-стопу ситуацию. Это интересно, попробуйте обязательно! Нынешний рекорд у команды Williams 1,92 секунды.

— Мика, спасибо большое за интересную беседу! Ваши достижения действительно легендарны! До новых встреч! А для читателей несколько интересных фактов: в 2004 году, во время Гран-при в Монако, накануне выхода фильма «12 друзей Оушена», на болидах команды Jaguar были установлены бриллианты стоимостью 200 миллионов долларов. Их отлично закрепили, но один из них потерялся во время аварии. Закатился куда-то.

А Бернард Чарльз «Берни Экклстоун» (англ. Bernard Charles «Bernie Ecclestone») – английский бизнесмен, который являлся президентом FOM (Formula One Management) и FOA (Formula 1 Administration).

& ENGLISH VERSION

«Formula 1» Formula of Success
Author: Anna Shleeva

We are in Sochi at the World Cup «VTB Russian Grand Prix 2019», the most ambitious motorsport event of the year in Russia. The best pilots of the world in technically ingenious formula cars will fight for victory on the track in the Olympic Park for the sixth time, and a hard-driving entertainment program and concerts at the territory of the Russian Grand Prix will give incredible emotions and adrenaline rush.

This is not the first time I have attended this outstanding event. The motor racing circuit in Sochi is the only platform in Russia that has gained the right to host Formula 1. So, an interview with a living legend, the legendary Finnish racer, pilot Mika Juhani Salo

For reference: top result – runner up at the 1999 German Grand Prix. In 2015 he took the position of the Northern European Formula Championship SMP F4 and participated in the Russian series of closed-circuit race, class “National”, having become the first ex-pilot of “Formula 1”, who started at the stage of official Russian competitions.

— Nice to meet you, Mika! A whole world is with your sporting achievements, and I would like to reveal your personal attitude to what is happening, your attitude to victories. What does success mean to you? What do your results mean to you? How did it all start? How did you achieve such excellent results? This interview will be read by many people, and everyone will be interested in how an unremarkable hobby has led you to become a legendary racer. You are a world-renowned star, your victories are universally known, which one is the most special for you? Which of them would you emphasize?

— Every victory counts, one of them cannot be underlined. The very goal of the race is victory. But sometimes you just enjoy a good race. I think any racer would agree with me on this.

— And yet, please, tell us about the most memorable achievements and victories.

— The most memorable of the races is the one when I used to drive Ferrari in F1. For other participants this car looks like an alien model. I adore Italian passion in design. Disappointments are an integral part of racing, and I’ve also had plenty of them. This is the part of the game. Racers forget them easily and do not like being reminded of it.

— How did it happen that you were fascinated by such kind of sport? Did it start as a hobby? Did you love speed so much?

— I began participating in kart racing. I started winning and became a regular racer.

— What are you fond of now? What are the interests and hobbies of a world-renowned star?

On my spare time I play hockey and take great pleasure doing it. I love music. I just like to relax at home, to switch off. Bustling life of a racer helps me appreciate peace and quietness.

— Our president is the leading striker of the Night Hockey League club. And who plays on your team?

— All our players are professionals from the KHX КХЛ?? and the NHL. Some actors and other famous people from Finland also play with us.

— Mika, I know that you love football.  Did you manage to watch the game here in Sochi?

— Yes, I went to the football match – Sochi vs Akhmat. It was an amazing game in the famous arena, and Sochi won.

— The path to success is always difficult and tortuous, you are a man of character who stayed the ground toward your goals. It is hard work full of dealing with obstacles, great concentration, self-improvement, and only a strong and resolute personality can reach the steps of the podium. Now, although being not an active pilot, but involved in organization of events, what are your goals?

— I work at SMP and try to find a talented Russian racer to bring him into the professional world of racing. We are currently working with Robert Schwartzman, the F3 champion, and several pilots will join him soon.

— Great! Did you like Sochi? Is the track in Sochi different from other tracks of the world?

— I really liked Sochi. It is a beautiful city. People are very nice and agreeable. And the food is delicious. It makes no difference, the races are the same all over the world.

— Is it necessary to change something in the actions of the Russian team so that it would reach a higher level?

— The Russian mentality is very suitable for racing. It is similar to Finnish – never give up. There are so many talented riders in Russia. The main thing for us is to find them and give them a chance to show themselves.

— I’ve heard that you are working on a project of the Russian series, which will be held in a new class “Formula 4” with support of SMP Rasing.

— Yes, this is a series for young Russian pilots from 15 to 18 years old, ready to move from karting to Formula. Races will be held in Finland and Estonia, and the Finnish company Koiranen will be responsible for the technical part – preparation and maintenance of the cars. At least 20 cars will go to the start, and tests will be carried out in Spain. Moreover, these competitions are promoted by the FIA. This is an exciting prospect. We have already found many talents in this championship, and not only from Russia. This is a way to give pilots a chance to show their skills.

— I see that you are inspired by the preparation of a new generation of leaders.

— I enjoy work at SMP and I am glad that Mr. Boris Rotenberg is the head of the program. He gives so much to the Russian racing that all Russian racers should be grateful to him for their merits.

— My next question concerns children, especially boys. The followers of the magazine are mainly young women, many have children who would be  probably interested in learning how to bring the future race car driver to light. If the kid is interested in cars, should his interest be supported and developed in further?

— Racing is good at any age, both for boys and girls. We have children of both sexes. I would be happy to share my experience and help them with their career. Seeing our students winning and succeeding in racing makes me very happy.

— I know that until 1976, girls also entered the track. The most famous of them is Lella Lombardi. Did you ever have a chance to see her, to communicate?

— I have never met Lella Lombardi, but in Russia there is a good pilot Irina Sidorova, she drives in F4.

— Mika, what’s your opinion about Valtteri Bottas’ chance of becoming the world champion this year? Today I attended the qualification, he finished fourth.

— Hmm… It’s a sharp setback. Valtteri was very good at the beginning of the year, but during the one and a half time break, unfortunately, he had technical failures, some other mistakes, he lost too many points and at this moment it would be very, very difficult for him to win the championship.

— Today, representatives of the team for which you used to perform, took two prizes according to the results of qualification. It was an awesome race, so what do you think about it.

— The situation with Valtteri gave us bad vibrations, it was not quite what we wanted. Yes, the Mercedes is doing splendidly in acceleration when cornering, but they lose a lot on the line. Ferrari has won the last four races and they seem to be going to do it again if nothing unexpected happens. It will be an interesting race. Probably the next race will be mixed. It seems impossible to predict Hamilton, such strong he is, and in all races he manifests himself as a competent strategist and smart racer. I don’t know what happens next, but it will be a very, very interesting race.

Ferrari had the fastest cars and a weak strategy. Mercedes were slower, but the right tactics allowed them to take 1st and 2nd prizes. Ferrari’s soft wheels and problems with engine made them vulnerable, giving Mercedes an easy victory.

 — Mika, what do you think about the “Formula” in general, about the pilots, about their training. What should a true leader like you be like? 

— “Formula 1” is the most accurate sport. Not so many ordinary people know about it. And also, unlike most other races, “Formula 1” is not just a struggle of characters and talents of pilots, a rivalry between the best automobile brands in the world. Today, the average cost of a road-ready F1 car is $15.52 million. Millions spent on research, inventions, design, and much more were not included in this sum. For example, such major F1 teams as Ferrari, Mercedes, Red Bull and McLaren spend about $ 400 million per year on the development of the best cars of the season. In order to make a small plane get off the ground, it is sometimes necessary to pick up a lower speed than a formula car picks up during the races.

And only the downforce keeps the race car on the track so that it would not take off. For braking at a speed of 200 km / h, the Formula 1 car needs only 155 meters of braking distance and less than two minutes.

— This year I sat the stadium stands on the bend of the track, and there the most incredible things happen. I saw a Red Bull went into a skid. It was rather disturbing, I even looked around involuntary in search of a way out.  What a superb composure of a racer! Half a second after emergency braking — and he’s slamming on the gas!

Concerning the overloads: For an extremely short period of time (90 – 120 minutes), each athlete switches the speed about 2600 times. And to reset it, 12 manipulations are necessary. There is no way of getting distracted even for a second, as a minimal mistake of a pilot can result in serious consequences.

All sportsmen are highly organized people with excellent physical abilities, with decision-making power in a critical situation.

Overloads in the «Formula 1» are some of the highest. Only pilots of ship-based aircrafts experience a kind of it during the braking when landing. And the astronauts, their overload indicator is marginally higher. Occupational disease among racers is retinal detachment.

At the Canadian Grand Prix in 2007, as a result of the accident the racer Robert Kubica experienced such an overload that his usual weight of 73 kilograms at that moment increased up to two tons! Owing to the excellent security system he got off with several bruises and a slight shock. The temperature in the cockpit of the car during the race can rise to 50 degrees; the pilots leave the cockpit after the race, losing 3 – 4 kg due to fluid loss. Car tires lose at least half a kilogram as well. They are optimized for 100 km. Just imagine, they’re filled with nitrogen!

— Mika, what are other incentives besides the official three prizes for the people being at such a risk?

— Yes, Anna, there is World Constructors’ Championship and some unofficial prizes: a so-called Bernie’s in honor of Bernie Ecclestone, by analogy with the Academy Award. And the nominations: “The best track”, “Best racer”, “Best newcomer”, “Choice of racers”, both fighter and test pilots vote.

— It’s exciting! The same situation is at beauty contests that our magazine holds. Why are Formula 1 teams sometimes called stables?

— Due to analogy with the races, which are so popular in the UK where Formula 1 was born. In 1950, the first Grand Prix on the track at Silverstone was held. The first pits for F1 cars were the old stables. The terms “steward” (a person who has been constantly present in Formula 1 during all the stages of the World Championship since 2006 and resolving conflict issues) and “pole position” have also come from the races. Many years passed, but the terminology has not changed.

If you blame yourself for excess baggage weight, you have never traveled with the Formula 1 teams. Their luggage is 28 tons of the bare essentials. And another 1,500 paper napkins with the team logo!

— That was about me. Once I used to travel with an overweight. I took along only what was absolutely necessary: a camera, lenses, a rack, paper and pencils.

— We are now actively looking for real talents! They can not only get into Formula 1, but also make a meteorical career. So, the former bosses of such major teams as Williams and McLaren, Frank Williams and Ron Dennis started in the pits, working as mechanics. But much depends on the accurate operation of a mechanic –  for example, a pit stop takes at least three seconds. You can practice a similar pit stop situation on the simulator on the stands of the track. It is interesting, don’t miss the opportunity to try it! The current record for the Williams team is 1.92 seconds.

Mika, thank you very much for a striking conversation! Your achievements are absolutely legendary! See you soon! And there are some interesting facts for the readers: in 2004, during the Grand Prix in Monaco, on the eve of the release of the movie “Ocean’s Twelve”, 200 million-dollar diamonds were installed on the Jaguar cars. They were perfectly fixed, but one of them was lost during the accident. Just rushed somewhere.

And Bernard Charles «Bernie Ecclestone» is an English businessman who used to be a president of FOM (Formula One Management) and FOA (Formula 1 Administration).

Добавить комментарий