Основатель бренда ORGANIKA Ренат Хузин рассказал нам о своем бизнесе, динамичное развитие которого привело его на Байкал, о редких целебных сибирских травах и о том, почему помогает сохранению амурских тигров.
Июль 2006 года. Ренат Хузин с друзьями спустился с трапа в аэропорту Иркутска. Впереди их ждал долгий путь по ухабистым дорогам к поселку Орлик на берегу реки Ока Саянская. Это была их вторая попытка сплавиться по реке на рафтах, прошлая провалились из-за неудачной погоды. Друзья во что бы то ни стало хотели пройти на катамаранах сквозь ущелье Орха-Бом. Орха-Бом – это место силы, его пытаются покорить многие, но мало кому по силам несколько суток напряженного физического труда, да еще и лицом к лицу со стихией. Нередко туристы получают серьезные травмы, а самые отчаянные смельчаки, к сожалению, погибают.
Но Рената и его друзей такая борьба со стихией только подстегивала – все они бывшие военные и спортсмены. К тому же, в путь они отправлялись с четырьмя инструкторами, опытными проводниками, которые знали все о местной природе.
В конце первого дня сплава их группа остановилась на ночевку. Утром планировали достигнуть ущелья, поэтому все были в радостном предвкушении: сидели у костра, шутили, выпивали. Инструктор рассказывал о Бурхане, боге Байкала. По преданию, он мог исполнить желание того, кто поделится с ним едой и питьем. О чем мечтали туристы в тот момент? «Мы хотели, чтобы наш сплав был интересным и запомнился на всю жизнь, – говорит Ренат, – проводники подсказали, что путешествие выйдет захватывающим, если река будет бурной и полноводной».
Услышав слова инструктора, один из товарищей Рената подошел к берегу реки, вылил водку из рюмки на землю и закричал, раскинув руки: «Бурхан, дай нам воду! Дай нам воду!» Друзья только посмеялись. Никто не воспринял это всерьез, кроме инструктора, который не мог скрыть беспокойство.
Первый день в Орха-Бом прошел прекрасно, а на следующее утро началось наводнение. Вода в ущелье редко поднимается выше метра, но в тот раз она достигла почти шести метров – высоты двухэтажного дома. Сплавляться в таких условиях было смертельно опасно. Река так разлилась, что в течение попали целые деревья, которые кувыркались в потоке с обломанными ветками, камнями и грязью. «Вызвать помощь мы не могли, не было связи, из-за сильного ветра вертолетам запретили полеты, – продолжает рассказ Ренат, – мы решили оставить лодки и вещи, взять с собой необходимый минимум и вернуться к единственно доступному выходу из ущелья пешком». Путь был невероятно трудным. Идти приходилось по узким тропинкам на отвесных скалах высотой от двадцати до ста метров, вниз старались не смотреть. Рассказывая об этом, Ренат улыбается. Местами нужно было перепрыгивать с одной скалы на другую. А однажды группа заночевала на горном плато над обрывом – двенадцать человек спали на голых камнях на пятачке в десять квадратных метров.
На пятый день пути сил практически не осталось, еды тоже. На завтрак у каждого было по кусочку сала и плитке шоколада. Вдруг проводники начали что-то оживленно обсуждать и рвать листья какого-то растения. Один из них тут же начал их жевать, приговаривая: «Это наше спасение! Это саган-дайля, кустарник, который редко встречается. Он придаст сил, попробуйте!» Инструктор залил листья кипятком и предложил туристам. Выпив отвар, все почувствовали прилив сил. Группа вышла из ущелья тем же вечером, даже раньше, чем рассчитывали. Дома, в безопасности и комфорте, Ренат не переставал думать о том, как благодаря саган-дайля смог преодолеть остаток пути несмотря на смертельную усталость, голод и мозоли: «Чем больше я читал о растении, тем сильнее убеждался, что просто обязан как-то использовать его в нашей продукции. Такие изменения не происходят быстро, на разработку оптимального рецепта уходят годы. Поэтому сейчас я особенно рад, что мы производим по-настоящему уникальную продукцию».
В водку Organika life мы добавляем настой саган-дайля, в Organika – экстракт байкальской лиственницы. Он, как и саган-дайля, известен своими свойствами. Эти растения можно найти только у берегов Байкала и собирать их трудно – мы доверяем это только местным жителям.
«А об амурских тиграх другой рассказ. Тигр – сильное животное, но сейчас особенно нуждается в поддержке человека. Из-за браконьеров популяция амурских тигров сократилась критически, в девяностых они были на грани исчезновения. Благодаря усилиям властей и зоозащитников за последние двадцать лет количество тигров удалось увеличить почти до шестисот особей, но радоваться все равно рано. Изображая тигра на бутылке мы привлекаем внимание к проблемам диких животных, говоря глобально – вся наша продукция посвящена редким и исчезающим видам животных.
Кроме того, мы сотрудничаем с центром «Амурский тигр» и Всемирным фондом дикой природы (WWF). Например, мы передали WWF дроны и планшеты для борьбы с незаконной вырубкой леса на Дальнем Востоке. Бесшумные дроны не побеспокоят диких животных, а установленная камера с разрешением 12 мегапикселей может засечь нарушителей даже на большом расстоянии. Лесные массивы очень важны для проживания тигров. Мы советуемся с сотрудниками фондов о том, каким животным особенно нужна помощь. На благотворительном аукционе фонда WWF, посвященному сохранению популяции белого медведя, было решено выпустить линейку Organika Arctic с белым медведем. А еще впереди – лимитированная серия в поддержку снежных барсов.
Меня иногда спрашивают, зачем мне все это нужно, мол, алкогольному бренду можно легко без этого обойтись. Но я считаю так – забирая ресурсы природы, мы должны отдавать ей что-то взамен. По-моему, это просто честно. Каждый год мы переводим 1% от выручки благотворительным фондам. Так делают бизнесмены мирового уровня, это закон природы.
Вы спрашивали о планах на будущее. Мы планируем продавать Organika за пределами России, приоритетные рынки для нас – это Германия, Франция, США и Китай. И мы уверены в своих силах. Недавно Organika Life стала лучшей на конкурсе World Spirits Competition в Сан-Франциско. Она получила двойную золотую медаль – это значит, что на слепой дегустации все сорок судей поставили нашему продукту высшую оценку из возможных. Все до единого! Правда, на церемонии нас не было. Когда мы узнали о конкурсе, просто отправили в США образцы ни на что не надеясь. Ни один российский бренд таких наград не получал, и мы предполагали, что судейство может быть предвзятым из-за политических моментов… Мы даже не следили за ходом конкурса. И вот как-то утром нам пришло электронное письмо от нашего американского дистрибьютора. Он написал, что мы всех обошли. Первая реакция – а такое вообще возможно? Ну а после удивления пришла радость и гордость!» – рассказал нам Ренат Хузин, основатель бренда ORGANIKA.