Весна. Любовь. Мужчина и женщина. Мир такой большой и равнодушный, когда ты одинок, и такой маленький и уютный, когда мы вместе. Как-то сидя в маленьком кафе и листая не помню какой журнал, меня привлекла статья о том, что думают звезды Голливуда о любви. Много было интересных высказываний, но из всех запомнилась Скарлетт Йоханссон: «Любовь – это слияние душ, умов и тел. И только в этой последовательности». Просто и очень, на мой взгляд, красиво. Отношения между мужчиной и женщиной наполняют жизнь смыслом: радость встреч и грусть расставаний, мы становимся мудрее, учимся друг у друга, радуемся дням, проведенным вместе. Текст: Наташа Андерссон.
У влюбленных даже есть свой защитник и покровитель – святой Валентин. Праздник всех влюбленных, или день святого Валентина, отмечается во многих странах Европы. В Швеции он называется праздником всех сердец – Alla hjärtans dag. Обычно в этот день покупают маленькие подарочки в виде сердечек, в основном это красивые коробочки конфет и букетики цветов. Дети в школах вырезают из бумаги сердца, причем не обязательно красного цвета, пишут на них пожелания и дарят родителям. Мой сын подарил нам большое сердце ярко-синего цвета с несколькими строчками о том, как он нас любит. Во время семейного ужина я его спросила, как он думает, а что такое любить друг друга. На что он ответил: «Это когда мама и папа танцуют танго. У мамы красивое длинное платье и роза в зубах, а папа держит маму, чтобы она не закружилась в танце и не упала». Красивый и достойный ответ будущего мужчины, который меня несколько удивил. Объясню почему. Дело в том, что в шведской школе детей воспитывают в духе абсолютного равенства полов. Девочки такие же сильные, как и мальчики, а мальчики не могут быть еще сильнее или быстрее девочек. Значит, все-таки у восьмилетнего ребенка представление об отношениях таково, что мужчина сильнее и он защитник, а женщина – красивая, такая вся летящая и ее надо поддержать. Ведь танец-то о любви. Но очень и очень вероятно, что представления о романтичной скандинавской женщине довольно скоро пошатнутся. Культура быта, менталитет, общественный уклад и нормы общества влияют на нас.Требования времени диктуют нам стиль общения, стиль одежды и стиль поведения.
В Европе, особенно в скандинавских странах, отводится большое место общественным и политическим движениям за права женщин, дискуссиям и научным исследованиям о роли женщины в формировании общества. Этому есть и исторические предпосылки. Такие понятия, как эмансипация, феминизм, феминистка или партия феминисток, уже занимают свою прочную позицию и на юге Европы, и в России. Так что же такое эмансипация? Хорошо это или плохо? Заглянем немного в литературу и историю. Итак: эмансипация женщин (лат. emancipatio – освобождение) – предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Равноправие предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную с мужчиной плату за равный труд и так далее. Определенная свобода в реализации себя как личности – таков положительный результат эмансипации. С этим трудно поспорить, потому что иметь право на образование, на саморазвитие и самореализацию – это уже требования нашего времени. Трудно представить себе современную успешную женщину с начальной школой за плечами.
Реформы середины 80-х годов изменили позиции женщины в обществе во всем мире. Настоящий расцвет феминизма пришелся на Западе на начало 1980-х годов – время глубокого экономического кризиса, когда вдруг выяснилось, что мужчина-добытчик просто не в состоянии в одиночку обеспечить семью, расплатиться за дом, машину и кучу бытовой техники, купленной в кредит, да еще и оплатить образование детей. Тут-то и обнаружилось, что женщина может делать то же самое, что и он: выступать в суде, заседать в парламенте, оперировать раковые опухоли и снимать кино.
Легендарная Коко Шанель говорила: «Главное для женщины – постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела». И тут же противоречила сама себе: «Не понимаю, зачем женщины хотят все то, что имеется у мужчины. Ведь женщины, кроме всего прочего, имеют самих мужчин».
Современная сексология констатирует, что в ХХ веке под влиянием эмансипации изменились и сексуальные отношения: они стали многогранней и богаче, сочетая в себе чувственное влечение и дружбу, сексуальные переживания с уважением. Любовь из эмоционального влечения превращается в многослойное влечение души, тела и разума. К чувству сексуальной притягательности прибавляется тяга к духовному и интеллектуальному единению с любимым человеком. Весьма интересная мысль. И я думаю, мои читательницы согласятся, что идеальные отношения с мужчиной так нам и представляются, а именно биология и инстинкты отступают перед интеллектуальным и духовным. Женская эмансипация обогатила сексуальные отношения, но и заметно осложнила их. Становясь богаче как личность, женщина становится разборчивее в выборе любимого человека. Современной женщине, образованной, духовно развитой, очень важно, чтобы ее союз с мужчиной удовлетворял не только ее биологические, эмоциональные потребности, но и потребности эстетические, моральные, интеллектуальные. Однако чем многограннее потребности, тем труднее их реализовать. Чем индивидуальнее человек, тем труднее ему найти близкого человека и труднее сохранить к нему привязанность. Прямым порождением эмансипации, с точки зрения социологов, является другой женский феномен. Современная женщина, осознав ценность своего «Я», дорожит своей свободой и независимостью. Она полагает, что сила чувства может лишить ее свободы, самостоятельности.
Швеция относится к странам Европы, где эмансипация не воспринимается как явление, разрушающее общество. Но тем не менее Швеция занимает первое место в Европе по бракоразводным процессам. На работе ни в коем случае нельзя сказать, что передвигать мебель тяжело, а не позвать ли нам мужчину. Или боже упаси намекнуть, что физика или математика лучше дается мальчикам и поэтому так мало девушек в техническом вузе. Эмансипация здесь скорее всего обрела новое имя – равноправие полов. Ну, например, очень редко можно увидеть, как мужчина помогает женщине или открывает перед ней дверь. В общественном транспорте за все десять лет жизни здесь я не увидела, чтобы мужчина уступил место беременной женщине, не говоря уже о не беременной. Даже в дорогом ресторане официант несмело отодвигает стул перед дамой, а ее кавалер не подаёт верхнюю одежду при уходе. Такое ощущение, что принять помощь со стороны мужчины – это признак неуверенности в себе. Я стала замечать и за собой, что реагирую, когда мне мужчина открывает дверь или пропускает в транспорте. Вопрос: Я что, так беспомощно выгляжу? Я и дверь могу сама открыть, и дорогу в транспорте проложить, и вообще я сильная и самодостаточная.
Равноправие полов как явление в обществе влияет не только на то, как мы воспринимаем друг друга, но также и на шведский язык. В шведском словаре скоро появится новое слово – hen (оно). При заполнении анкеты в графе о половой принадлежности будет стоять еще и средний род, то есть «оно». Пока это только предложение, но очень бурно обсуждаемое. Результатом равноправия явились, например, таблички, на которых мужчина меняет подгузник, на пеленальных комнатах в ИКЕА или других крупных торговых центрах. Этот знак вы увидите только в Швеции или в IKEA за границей. Там можно открыть для себя кусочек шведской культуры и быта. Все очень просто, удобно и без излишней вычурности.
Xотелось бы привести пример, как первые ростки эмансипации появились в шведской литературе. Скажу больше, они появились уже в детской литературе в образе девочки-сорванца Пеппи в произведениях Астрид Линдгрен. Если присмотреться к условиям жизни этой девочки, то впору схватиться за голову: отец неизвестно где в морях, ребенок дома готовит себе сам, например, раскатывает тесто для печенья прямо на полу, никогда не носит чистую одежду и грубит старшим. Пеппи отказывается праздновать свой день рождения вместе с детьми и поет песни о том, что ей весело и хорошо самой. Она сильнее всех мужчин в городке, может поднять лошадь и легко справляется с ворами, которых не в силах поймать полицейские-мужчины. Вот он образ будущей сильной женщины уже в детской литературе 60-х годов. Пойдем дальше. Равноправие полов уже как норма общества расставляет свои акценты и в театральном искусстве. В гимназии, где я преподаю, есть театральная линия. Там ребята учатся два года, а потом поступают в театральные вузы. Наш педагог по театру интересуется Россией, и мы иногда разговариваем об истории, литературе и жизни в период Союза и до него. Очень интересный и решительный человек. В прошлом году замахнулся на «Преступление и наказание» Достоевского, поставил все эти думы и размышления в шведском духе… Соню Мармеладову играл мускулистый парень в мини-юбке и деревянных колодках на ногах в стиле 70-х. Мать Родиона Раскольникова играл тоже представитель мужского пола, но более субтильного телосложения и не с таким грубым голосом, как у Сонечки. Много было имитации секса, что любят в шведском театре. И это не единственный пример театрального представления, где женские роли играют мужчины, причем это не кабуки в Японии, где актеры-мужчины наносят сложный грим и играют действительно женственно, а абсолютно неприкрытая мускулистость с волосяным покровом на ней.
Термин «феминизм» и производные от него (феминистка, феминистский) ассоциировались в общественном сознании с чем-то негативным, политизированным, идеологическим, привнесенным с Запада и не нужным России. Может, поэтому в нашем советском детстве нам больше читали о Карлсоне и Малыше? Добрый, хитроватый и в чем-то наивный толстячок Карлсон, который иногда нехорошо поступал со своим другом Малышом, но все же защитил его от злой фрекен Бок и тем завоевал одобрение литературных критиков и получил билет на книжные полки. Но образ самодостаточной, умной и сильной женщины проник и в советский кинематограф. Всеми любимый «Служебный роман», к примеру. Людмила Прокофьевна Калугина, которая знает свое дело, которую все уважают и многие даже боятся, которую хвалит сам министр, – открылась и позволила себе расплакаться на плече у «никакого, вялого и безынициативного» рядового работника Анатолия Ефремовича Новосельцева. А образ Кати Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит», которая прошла путь от простой работницы до директора комбината? Все эти образы нами любимы, каждая фраза как афоризм. А все потому, что это собирательный образ современной женщины. Но не женщины с пустым взглядом культуриста с мускулами и молотом в руке, а именно женщины умной, сильной и женственной.
Кстати, стиль одежды – это всегда интересно. По тому, как одеваются женщины в той или иной стране, можно судить насколько развита эмансипация. В скандинавских странах стиль одежды очень практичный и удобный. Обычно это брюки, джинсы, кроссовки и темные куртки с рюкзаком за спиной. Шарф делает стиль более живым, а шапки не надевают до самых лютых холодов. Климат не способствует тому, чтобы носить платья и юбки, но магазины ломятся именно от них. Часто в феврале можно увидеть молодых людей в одних пиджаках и кедах, ну и женщин в том же самом. Унисекс, одним словом.
Хотелось бы немного рассказать о семейном укладе и о том, как все-таки удается все делить поровну. Нередко можно увидеть беременную женщину этак на восьмом месяце, крутящую педали велосипеда в гололед и ветер. А позади нее, в специальном стульчике, сидит старший ребенок, которому года два от силы. Она едет не в женскую консультацию. Она опаздывает на работу. Все женщины работают здесь до самых родов. Муж делит декрет пополам с женой. Присутствие мужа на родах не обязательно, но 99 процентов мужчин присутствуют, считая это своей обязанностью. Упасть в обморок при этом радостном процессе даже хорошо. Еще раз новоиспеченный папаша убеждается, какая сильная у него жена. После родов разрешается полежать и отдохнуть часа два, а потом самой надо пойти в душ, привести себя в порядок, одеться тоже надо постараться самой и затем вместе с мужем и новорожденным ребенком дойти до гостиницы. В этой гостинице (patient hotel) семье предоставляется отдельная комната. Там обычно проживают не более трех дней. Мужья берут две недели отпуска. Ночуют вместе с женой и ребенком, а затем дома помогают. Бабушки и дедушки в этом процессе не участвуют и наносят только короткий визит – немного поговорить, выпить чашку кофе с булочкой. В гостинице работает медперсонал, который наблюдает мать и ребенка. Возраст первородящих от 32 до 40 с плюсом. Рождение ребенка в возрасте до 30 лет воспринимается как безответственный поступок. Все верно… работа здесь как раз волк, может и убежать. Поэтому и дети начинают ходить в детский сад в годовалом возрасте, а то и раньше.
И все-таки какая же онa, современная хранительница домашнего очага? Скорее всего она все та же. И не важно, в какой стране этот дом с очагом находится. Может, огонь этот приходится ей хранить теперь по-другому: не только смахивая пыль с камина, но и зарабатывая на дрова, чтобы было что подкидывать. Может, теперь, глядя на эти угли в камине, она сумеет объяснить, что такое удельная теплота сгорания этих самых дров. Но ее природную сущность не могут изменить никакие общественные движения и лозунги. Забота, уважение, понимание и душевное тепло со стороны мужчины – наверное, это была, есть и будет женская мечта. Берегите и любите друг друга!
Искренне ваша, Наташа Андерссон.