Le cinéma français

on

французское кино

Именно во Франции был рожден кинематограф, когда 28 декабря 1885 года в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». И можно сказать, что с тех пор французское кино никогда не пребывало в упадке. Французское киноискусство является одним из самых уважаемых в мире и по популярности уступает лишь Голливуду.

 

Современное французское кино – это утонченное кино, в котором психология и драматизм сюжета сочетаются с некоторой пикантностью и художественной красотой съемок. Стиль определяют такие режиссеры, как Жан-Люк Годар, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Клод Соте, Луи Маль, Жак Дере, Люк Бессон, Франсуа Озон.

Франсуа Озон.

33-летнего режиссера сравнивают с Бунюэлем, Годаром и Антониони. Ему удалось снять замечательный фильм по сценарию Фассбиндера «Капли дождя на раскаленных скалах», что породило еще одно лестное сравнение. Заговорили про особую «зону Озона», которую он успел обжить в современном кино.

«В каждом фильме я рассказываю о самом себе – использую или факты, или свои сны и мечты, – говорит Франсуа Озон. – Форму диктует тема. «Восемь женщин» невозможно было сделать в реалистическом ключе, а сюжет «Времени прощания»… Такое с любым могло бы случиться. Я хотел поговорить о том, что остается от нас, когда мы умираем. Иметь ребенка – это важно, и гомосексуалисту особенно болезненно осознать, что он умрет и ничего не оставит после себя. Герой фильма – не великий художник, он модный фотограф, но шедевров после себя не оставит. Идея зачать ребенка заставляет его примириться со смертью и улыбнуться, в конце концов, на том пляже, где ему суждено умереть».

«Маленькая смерть» (1995), «Летнее платье» (1996) и «Посмотри на море» (1997) – все три были выпущены в России единым сборником под общим названием «Нарцисс у кромки лета». В этих и других короткометражках тех лет уже проявился характерный для Озона стиль. Его первым полнометражным режиссерским дебютом стала лента «Крысятник» 1998 года, которая была хорошо воспринята критиками и зрителями. «5х2» – фильм тонкий, точный и грустный. Пять сцен из жизни двух близких людей в обратном порядке: развод, выяснение отношений, роды, свадьба, знакомство – с каждым ходом назад, к началу все яснее, как муж и жена не любили друг друга. К концу фильма понимаешь, когда, наконец, люди все-таки начинают друг друга любить.

Жак Дере

Считается, что Дере всегда снимал не «как хочется», а «как надо». В его арсенале – «Одиночка» и «Вне закона» с Жан-Полем Бельмондо, «Троих надо убрать» с Аленом Делоном, «Немного солнца в холодной воде» по прозе Франсуазы Саган, «Бабочка на плече» и «Бассейн» с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Криминально-любовный треугольник, разыгранный актерами, окрашивался подлинным трагизмом – возможно, из-за того, что драма между Делоном и Шнайдер происходила не только на экране, но и в жизни.

Жак Дере был президентом Общества кинорежиссеров Франции, кавалером ордена Почетного легиона и национального Ордена за заслуги. В начале карьеры Дере о нем говорили как о режиссере «черного» фильма, в конце – как о «французском Хичкоке».
Клод Соте

Соте слыл мастером монтажа и мизансцены; у него не было мелочей в рассказанных историях. Слова в его картинах не столь важны, как крупный план, взгляд искоса, поворот руля. Исследуя природу человеческих отношений, Соте приходил к выводу, что суетное городское существование отнимает жизненные силы, а питают человека земля, поля, леса – природа, которая не зависит от него.

 

  Клод Лелуш

Сын еврея-алжирца, торговавшего конфетами, Клод Лелуш родился в Париже 30 октября 1937 года. Еще в детстве получил в подарок игрушку – восьмимиллиметровую камеру. С тех пор с ней не расстается. В 13 лет Клод выиграл приз Каннского кинофестиваля любителей за свою короткометражку, а в 1960-м организовал компанию, которая стала выпускать короткие фильмы для музыкальных автоматов. В том же году Лелуш написал, поставил, спродюсировал свой первый полнометражный фильм «Человеческая сущность», в котором сам же и сыграл одну из ролей. Деньги на производство ему дала собственная семья. После нескольких малоудачных появился фильм «Мужчина и женщина» с Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяном, который покорил зрителей всего мира своей теплотой и простотой. Тема «мужчина – женщина» станет сквозной в его творчестве. Об этом и «Жить, чтобы жить», и «Человек, который мне нравится», и «Брак» – наиболее жесткий анализ распада семьи, и «Другой мужчина – другой шанс», и «Мужчина и женщина. 20 лет спустя». В последние годы он больше склонен анализировать сложный духовный мир, как в картине «Баловень судьбы», где играет превосходный дуэт Бельмондо – Анконина. В 2002-м. Клод Лелуш снова совместил красивую музыку, красивых героев и красивые пейзажи в трогательной мелодраме «А теперь, леди и джентльмены…» с участием Патрисии Каас и Джереми Айронса.
Клод Лелуш – особый случай во французском кино, он идет своим, ни на кого не похожим, путем. Он написал книгу: свои воспоминания, мысли и встречи облек в изящную и ироничную форму. Там то, что остается за кадром, и то, что он еще не снял.

 

 

Добавить комментарий