Довольно часто, говоря о человеке – великолепно эрудированном собеседнике или о смелом в выражении своего видения мира музыканте, художнике, ученом – мы восклицаем: «Да, он гений!» или «Нет, ты послушай его – это же гениально!» Порой женщины говорят о своих любимых мужчинах приблизительно так: «Нет, он не просто талант, он гений! Разве ты этого не видишь?» И такое вселенское разочарование в глазах подруги, когда она медлит с ответом, а услышав желанное: «Ну, конечно, конечно, он гений», – обстановка разряжается и беседа течет как обычно ровно и спокойно.
Гений, талант, одаренность… звучит возвышенно и красиво, но в то же время неоднозначно.
Кого и почему мы называем гением? Что нужно человечеству, чтобы признать гения или отвергнуть его? Существует ли граница между гениальностью и талантом? И если да, то как определяются эти два понятия?
Вопрос, на мой взгляд, сложен тем, что мы его редко себе задаем. Иногда случается так, что имя великого ученого или художника сразу ассоциируется с гением. Говорим мы, к примеру, о Винсенте Ван Гоге и уже подразумеваем, что он – гениальный художник. Почему? История его жизни и трагический путь в живописи известны многим. Его полотна вот уже более ста лет вызывают споры и противоречивые эмоции, а их стоимость превосходит стоимость работ других признанныхмастеров! Тaк, как Ван Гог пишет и рассказывает о своем восприятии мира при помощи красок, вложив в каждое полотно душу великомученика, – изумительно и неповторимо. Художник постоянно работал над светом и находил смелые решения в изображении простых предметов. Вернее, видел их так. Его знаменитые «Подсолнухи», которые находятся в Лондонской галерее, каждый день собирают несметное количество посетителей. Казалось бы, несколько дикорастущих цветов, которые не лелеял садовод, стоят в простой вазе, но эффект магический! Ты стоишь, погружаешься в их простой и в то же время такой богатый оттенками желтый цвет, рассматриваешь каждый лепесток, каждое семечко, и даже мысль, почему я так не любил ботанику в школе, кажется просто кощунственной! Имя Ван Гога увековечено в его полотнах. Он дал жизнь новому направлению в живописи – постимпрессионизмy, и многие художники считают за честь обладать искусством стиля великого голландца. О живописи сам художник говорил: «Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, и они существуют, и это самое главное». Еще Дени Дидро заметил, что когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него. Может, он выразился несколько резко, но, к сожалению, в истории есть этому немало подтверждений.
Перечень имен великих ученых, литераторов, художников у каждого из нас свой. Мы по-разному воспринимаем их творчество или значение научного вклада на благо человечества. Большинство из нас испытывают чувство вохищения, беcконечного уважения к трудам Леонардо, Микеланджело, Николы Теслы – великого физика, которого называли человеком ХХI века еще сто лет назад за его работы по беспроводной передаче энергии. Тогда он казался безумцем, но кто сейчас откажется от телевизора с дистанционным управлением?
Гений творит и бессознательно, благодаря своей интуиции, идет по никем не пройденному пути, и потому то, что рождается, становится оригинальным. Эту способность гениев угадывать то, что для других вообще не существует, подтверждал Шопенгауэр.
Если мы заглянем в историю слова, то обнаружим, что слово «гениальность» происходит от латинского genius — «дух» и стало быть носит несколько мистический оттенок. Феномен гения стал загадкой еще в древности, когда под этим явлением понималась некая сверхличная сила.Такое, скажем, идеалистическое, воззрение переходило от столетия к столетию вплоть до нашего времени. Строго обозначить понятие «гениальность», как и определить его границы, чрезвычайно сложно или почти невозможно, поскольку существуют тысячи определений, данных самими гениями, причем довольно противоречивых. По словам Ньютона, гений – это упорное терпение. Шопенгауэр и Ницше считали гения полубогом, высшим существом и полагали, что гения нельзя объяснить ни средой, ни наследственностью. Гений производит для веков. В нем что-то может быть неправильным, но основное превосходно. Поэтому понятие «злой гений» просто не имеет права на существование. Ведь зло разрушает, а гений созидает.
«Психоанализ» Зигмунда Фрейда видит основу творчества гения в сфере бессознательного, куда вытесняются различные влечения, чтобы потом быть «выплеснутыми» в произведение. Витиевато, конечно, но старик Фрейд тем и знаменит, а иначе не было бы психоанализа, да простят меня за мою иронию поклонники этого учения заглянуть в наше «Я».
Вот уже многие столетия человечество спорит, как провести тонкую грань между творениями, чтобы действительно понять, что это произведение принадлежит гениальному человеку, а это – талантливому. Кто-то из великих очень здорово подметил, что гениальный математик теорему предлагает, а талантливый ее доказывает. Если проанализировать жизненный путь великих людей и попытаться провести ту зыбкую границу между гениальностью и талантом, то можно прийти к выводу, что отличие таланта от гениальности в том, что талантливый человек стремится соответствовать общественным интересам, поэтому он при жизни почти всегда признан ипожинает плоды своих трудов. Прекрасный французский писатель Оноре де Бальзак считал, что многие великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы. B отличие от таланта, гений всегда опережает свое время, поэтому часто его судьба складывается трагически: примером тому Николай Коперник, Винсент Ван Гог, Никола Тесла, Мария Кюри, Федор Достоевский, художники-импрессионисты, гордость русской литературы и культуры Aлександр Cергеевич Пушкин…
Bопрос гениальности и таланта затрагивает множество аспектов философии, психологии, физиологии, истории, ну и, конечно, генетики. Без нее уж никак. Прогресс неумолим, и в настоящее время, в связи с исследованиями и развитием этой науки, гениальность теряет романтический ореол, переходя в разряд загадок, объясняемых с помощью данных, полученных опытным путем. Именно генетика внесла и вносит весомое слово в вопрос развития психики и способностей человека, а за предложенную модель ДНК-супермолекулы, ответственной за передачу генетической информации, код которой удалось раcшифровать, два молодых ученых из США Френсис Крик и Джеймс Уотсон в 1962 году были удостоены Нобелевской премии по физиологии или медицине. Тут интересно обратить ваше внимание, что премия именно за модель загадочной молекулы, а ведь сама молекула была известна еще в 19-м столетии. Как потом говорили сами ученые, они не побоялись пойти неординарным путем и просто стали как бы играть в кубики, а сам узор выложился в две устойчивые спирали, между которыми и располагались информационные кубики. Гениальны или талантливы эти два ученых? Если покопаться в истории открытия этой чудесной молекулы и учесть, сколько трудов другиx ученых было вложено в ее изучение, то приходишь к выводу, что ребята американцы безусловно талантливы, они титанически работали над тем, что уже было предложено ранее и смогли все труды праведные обернуть во благо науке, ну и себе тоже. Тут мне могут возразить, стpyктуру-то открыли и вот, выпустили злого джинна из бутылки. Родилась генная инженерия, которой под силу создать сверхчеловека, а как тогда нам, простым смертным, быть? Это тоже интересная дискуссия об этической стороне науки. Но ведь все имеет две стороны. И мы в этом сейчас убедимся на примере скандинавских нобелевских лауреатов.
Скандинавы по праву гордятся своими земляками, которые внесли весомый вклад в науку и литературу. Имя шведского изобретателя динамита Альфреда Нобеля знакомо всем. Кроме того, что он был талантливым химиком, он был еще и мужчиной, которому были не чужды любовь и ревность. Вот, например, тот факт что Нобелевская премия никогда не давалась и не будет даваться математикам, оставляет нас неравнодушными и по сей день. Почему же такая несправедливость к математикам-трудягам? Существуют разные версии ответа на этот вопрос, но версия, где, как говорится, замешана любовь, более интересна. Дело в том, что такое решение Нобель принял из-за душевной травмы. Его возлюбленная изменила ему с известным шведским математиком Миттаг-Леффлером, который был настолько талантлив, что Шведская академия наук непременно бы выдвинула его кандидатуру на почетную премию. Но Альфред Нобель не мог допустить этого. Будучи человеком умным и ироничным, он нашел выход из этой унизительной для него ситуации. Он просто вычеркнул в последний момент математику из списков претендентов на научную премию. Вот так одним росчерком пера. К этой истории шведы относятся с недоверием, они не хотят признавать того, что личные отношения могли так повлиять на ход истории, но, как говорил Константин Паустовский: «Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций». Ну, а какие ассоциации возникли у Нобеля в момент отлучения математики от премии, лучше и не думать.
После завещания ученого Нобелевская премия с 1901 года стала ежегодным международным событием, которое проходит 10 декабря в Стокгольме. Премия присуждается за успехи в физике, химии, физиологии или медицине, литературе и за миротворческую деятельность. Премия по экономике дополнительно присуждается с 1969 года. Нобелевские премии были присуждены 850 людям, и самым первым обладателем премии стал Вильгельм Конрад Рентген за открытие рентгеновских лучей. Ученый был настолько скромен, что отказался приехать на церемонию вручения, сославшись на занятость. Премию ему переслали почтой. Правда, когда правительство Германии во время Первой мировой войны обратилось к населению с просьбой помочь государству деньгами и ценностями, Вильгельм Рентген отдал все свои сбережения, включая Нобелевскую премию. Вот такой интересный факт из жизни великого физикa. Кстати, размер Нобелевской премии в денежном эквиваленте c 2001 года составляет 10 миллионов шведских крон. Это в среднем около одного миллиона евро.
Вернемся к вопросу о гении и таланте и попытаемся ответить, кто же Нобель – гений или талант? Разрушитель или созидатель? Наверное, все-таки талант и созидатель. Динамит ведь вначале использовался для строительства дорог. Альфред Нобель понимал, что потратил много лет жизни на создание взрывчатых веществ, которые использовались и в военных целях. Кстати, поводом к этому послужила Крымская война. В то время семья жила в Санкт-Петербурге, у отца Нобеля была сеть фабрик, производящих военное оборудование. Альфред владел неплохо русским языком. Изобретение динамита вызвало критику в обществе, но у Нобеля был свой взгляд на вопрос войны и мира. Он был убежден, что его динамит, наоборот, способствует мирным целям и что если ясно, насколько сильно вещество и какой вред оно может принести, то человечество непременно откажется от его использования.
Посмотрим, как обстоит дело с литературой. Наверняка многие знакомы с повестью Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции». На шведском языке название пишется вот так «Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige». Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. Написанная в духе захватывающего рассказа, повесть должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, ее географии и истории, легендах и культурных традициях. Ведь Сельма работала в школе учителем и видела, как дети неохотно читали скучные учебники. Ее книга построена на народных легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказкой. Вместе со стаей гусей, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек – не человек. Из путешествия Нильс возвращается другим: он стал добрее и внимательнее к своим близким. В Советском Союзе по этой повести был создан мультфильм «Заколдованный мальчик». В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе за роман «Сага о Йесте Берлинге». Этот роман – классика шведской литературы. Сельма была первой женщиной, получившей столь высокую награду по литературе. Дабы увековечить образ великой писательницы, в 2009 г в городе Ландскруна, где она преподавала, был установлен бронзовый памятник высотой 165 см и чем-то напoминает по стилю Даму с собачкой в Ялте. Стоит себе Сельма и смотрит так задумчиво в даль, книга в руке, длинное платье, одним словом, серьезная ученая дама. Ho при всей любви горожан Ландскруны к великoй соотечественницe, со статуей Сельмы Лагерлеф произошел странный случай. Pанним утром 2013 года жители города у моря обнаружили, что Сельма пропала. Стояла, смотрела себе в даль, и пропала. Kому и зачем понадобилось тащить бронзовую Писательницy, до сих пор не известно, но нашли ее неподалеку в пруду в камышах. Привезли, поставили на место и хорошенько укрепили, ну, чтоб уже не оторвали. Писательница она, конечно, талантливая и учительница скорее всего была неплохая, но молодое поколение во все времена не сразу понимает, что хорошо, а что плохо. Вон сколько Нильсу пришлось миль пролететь, чтобы научиться сострадать. Кстати, история Нильса так и не вышла в свет как учебник по географии, потому что Сельма при описании шведских областей пропустила целый регион Халланд. А он очень немаленький. Ну да ладно, все мы люди, все мы ошибаемся, литературе это простительно. Но все равно интересно читать, а вот ученым – нет. Oшибка может стоить жизни. Ведь родной брат Нобеля погиб во время взрыва на одном из заводов в Петербурге. Ну, а если речь идет об атоме и его энергии, то тут уж не до вольностей. Итак, датчанин Нильс Боp, пожалуй, самая влиятельная фигура в области атомных исследований, известен как создатель планетарной модели атома, которая так и названа в честь ученого – Модель атома Бора. Бор был очень трудолюбив и, безусловно, понимал насколько серьезные задачи он ставит перед собой как ученым и человечеством, а именно, как использовать энергию атома в мирных целях. Являясь создателем квантовой физики, сложнейшей науки, только от упоминания названия которой уже бегут мурашки, Бор не забывал шутить. Он понимал, как все это сложно и ответственно, и говорил: «На свете есть столь серьезные вещи, что говорить о них можно только шутя». Его коллеги и студенты помнят Борa как человека очень открытого, доброжелательного и легкого в общении. Честно говоря, до сих пор непонятно, как можно заглянуть в строение частицы, которая веками cчиталась неделимой, да еще расщепить ее и доказать, что в этом кроется огромная сила и энергия. Вот уж поистине кто-то что-то говорит свыше! Будучи влюбленным в свою физику, Бор смело утверждал: науки делятся на две группы – на физику и собирание марок. Наверное, если бы это сказал кто-то другой, в общем не гений, то фраза показалась бы резкой, но так как она принадлежит лауреатy Нобелевской премии по физике 1922 года, членy Датского королевского общества и его президентy с 1939 года, членy более чем 20 академий наук мира, в том числе иностраннoмy почетнoмy членy АН СССР, создателю Института теоретической физики, человеку, которому жители Копенгагена в знак благодарности за научные достижения подарили одно из самых красивых зданий города – она воспринимается совсем по-другому, заставляет задуматься о значении науки для нас с вами, для всего человечества, восхититься тонким чувством юмора этого скромного человека и даже немножечко в него влюбиться.
Пусть то, что происходит в голове у гения, разгадывают психология и медицина, а мы, женщины, всегда восхищались и будем восхищаться, всегда влюблялись и будем влюбляться в мужчин, которые сочетают в себе ум, великодушие и любовь к жизни, несмотря на все испытания которые она посылает. И пусть те, кого мы любим, кто с нами рядом, пока не получили премию Нобеля, но дав им тепло и любовь, поддержку и заботу, мы вдохновляем наших мужчин на поступки и открытия, от которых светятся счастьем глаза любимой и единственной, – разве этого мало?
Берегите и любите друг друга. Искренне ваша – Наташа Андерссон.