Они главные в главных глянцевых журналах России – пример для подражания ума, стиля, такта, юмора и таланта. Женщина и мужчина. Профессионалы слова, красоты, силы и высокой моды. Знакомьтесь: она и он. Долецкая, Усков.
Есть женщины – актрисы, дизайнеры, политики, режиссеры, модели, – которые ассоциируются у нас со стилем, красотой, индивидуальностью, неутомимым стремлением вверх. Их немного – тех, кого мы ставим себе в пример. Есть главные редактора глянца. Их еще меньше. И есть одна – лучшая. Не только на мой взгляд. Алена Долецкая, российский Vogue. Текст: Татьяна Суховеева.
С. Дизайнер Эди Слиман как-то сказала, что кроме моды, в мире ничего нет. Чем знаменит ваш модный журнал?
А.Д. Мы всегда думаем о таких вещах, как эксклюзив, и наш журнал прежде всего этим и знаменит. С Vogue говорят в первую очередь самые крупные лица первого эшелона, и у нас работают лучшие фотографы. За фотографов, знаменитостей, за лучшее качество и самый высокий профессионализм в области и авторской, и журналистской, и фотографической мы обязаны в мире бороться.
С. На западном рынке Vogue имеет такой же авторитет?
А.Д. Да, абсолютно, Vogue – везде номер один. В английском Vogue висит огромный постер в редколлегии, и подписан он так: «Просто самый лучший». Самодовольно, но, по-моему, ужасно симпатично.
С. А мог бы быть редактором журнала Vogue мужчина?
А.Д. Нет, не может. Человек, который начал издавать Vogue (это был бюллетень для светских дам), – господин Конденас. Он был, наверное, единственным мужчиной. Потом все великие мужчины, которые участвовали в создании этого журнала, были действительно великими, но они всегда были на заднем плане. Я не знаю, честно говоря, с чем это связано: почему-то главными редакторами Vogue всегда являлись женщины. Может быть, потому, что раз это женский журнал, значит, его лицом должна быть женщина. Нашему журналу очень везло, потому что за нашими плечами стоят великие женщины, о которых написаны большие красивые книги.
С: Русский глянец, как и русский гламур, создавался с нуля, как, впрочем, и весь новый русский капитализм. И создали его люди, не имевшие прежде опыта работы в подобного рода проектах. Когда состоялось ваше первое знакомство с Vogue?
А.Д. Я действительно была далека от глянца и не была исключением. Правда, мне повезло: когда мой папа, врач, иногда ездил за границу по своим хирургическим делам, он всегда привозил два журнала. Это были National Geographic и Vogue. Таким образом в нашем доме оказались два или три номера Vogue, которые были зачитаны мною до дыр – от первой до последней страницы. Таким было мое первое знакомство с Vogue. Конечно, это было знакомство с мечтой: тогда, в 1970 – 1980-х годах, в Советском Союзе английский Vogue – это было нечто до такой степени нереальное и при этом до такой степени красивое, что оторваться от него было нельзя.
С. Давайте поговорим о влиянии женских журналов. Они не только очень популярны, но и очень доходчивы – большие картинки, маленькие подписи…
А.Д. Мне кажется, влияние глянцевых журналов огромно. Какие журналы нравятся женам тех или иных политических лидеров, угадать трудно. Важно, что в этой сфере есть очень большой выбор. Некоторые женщины покупают все журналы. Большинство – более избирательны, у них нет времени читать все подряд. Другие вообще ничего не читают.
С. Очевидно, что читательская аудитория Vogue во много раз превышает ту аудиторию, которая может его «практически» использовать, то есть настолько богата, чтобы следовать советам Vogue в жизни.
А.Д. И да, и нет. С этим журналом многие ходят в магазин как с путеводителем. Но не только. В английском языке есть понятие аspiration – стремление, сильное желание, устремление. Это качество в немалой мере относится к Vogue, который часто называют aspirational. Это журнал, призванный прививать вкус, раскрывать визуальную культуру. Созерцание красоты возбуждает желание ее обрести. Притом это делается не только с помощью уникального визуального ряда, но и благодаря текстам, написанным достойными журналистами. Как-то мы сделали материал о знаменитых советских актрисах: о том, у кого они одевались-обшивались, где покупали украшения, поражая окружающих вкусом, элегантностью и стилем. Читатели Vogue должны знать, что, например, Анна Ахматова по возрасту принадлежит к поколению их прабабушек. Что она именно так любила повязывать голову, и носить ожерелье именно так – чуть-чуть под горлом, и именно так набрасывать на плечи шаль. Что это есть в ее поэзии. И мы опубликовали материал об Ахматовой как иконе стиля начала ХХ века. Vogue – это библия моды. Vogue – это библия стиля для женщин.